Недавно на полках книжных магазинов появилось новое научно-популярное издание, написанное отечественным автором. Это книга Тимура Чердабаева «Дороги мира. История и современность». Она представляет собой первую и единственную на сегодня попытку рассмотреть историю развития сухопутных дорожных сообщений в мире через призму развития современной цивилизации.
Цель книги – исследовать историю дорог как «пространственную историю человечества, на перекрестках которой сходились и переплетались судьбы народов и культур». Тимур ЧЕРДАБАЕВ предлагает читателю абсолютно по-новому взглянуть на привычный на первый взгляд предмет. Он прав, говоря, что большинство людей не придает особого значения дороге, пока она удобна и имеет ровную поверхность. Тогда как знакомство со многими малоизвестными, но очень интересными фактами из истории дорожного строительства значительно обогащает кругозор и может пробудить немалый интерес к истокам этой отрасли и к самой профессии дорожника.
Об этом и многом другом нам в эксклюзивном интервью рассказал сам автор.
– Тимур Баймолдаевич, что вас подтолкнуло к написанию книги?
– Я всю жизнь занимаюсь дорогами, а лет 10 назад меня увлек исторический аспект развития дорожно-строительной отрасли в мире. История эта достаточно древняя и крайне интересная. Изначально я не задавался целью написать книгу. Она стала результатом не одного года исследования дорожной тематики, изучения литературы со всех уголков земли – США, Германии, Великобритании, Испании, Франции, Италии, Египта, Китая, Японии и многих других стран, перевода ее с самых разных языков. Дело в том, что у нас, я имею в виду не только Казахстан, но и вообще русскоязычную литературу на пространстве СНГ, этой теме посвящено не так много литературы. В основном это техническая и учебная литература, знакомящая с технологиями строительства и эксплуатации дорог. В западных странах написано огромное количество книг о дорогах, об их истории. Ведь многие дороги, к примеру некоторые римские, построенные еще до нашей эры, имеют огромное историческое значение, являются частью культурного наследия, кроме того, что продолжают выполнять свою прямую функцию. Я стал много читать об этом. Со временем это превратилось в отдельное увлечение. Бывая в разных странах мира, общаясь с коллегами-дорожниками, я всегда интересовался исторической литературой о дорогах в их странах. Так с годами скопилась целая библиотека подобных изданий. А несколько лет назад появилось желание неким образом систематизировать накопившиеся научно-исторические сведения, почерпнутые из этих книг, подытожить собственные размышления на эту тему.
– Расскажите вкратце о содержании
– Книга рассказывает о дорогах, истории их происхождения, истории дорожного строительства в мире, развитии сетей автомобильных дорог в разных странах. Когда я только начал работу над ней, я задался вопросом: а насколько глубоко в прошлое уходят истоки дорожного дела и вообще наземных коммуникаций? Ведь дороги в привычном понимании на земле появились не с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания и автомобиля и даже не с момента величайшего изобретения человечества – колеса.
Было сразу понятно, что рассматривать историю дорог следует, начиная с самых ранних, первых троп человечества. Что делает человека человеком? Его стремление к познанию нового, неизведанного, лучшего. Его стремление расширить границы своего обитания. Неустанное движение в поисках новых территорий, более благоприятных условий стало залогом выживания человека как разумной расы в условиях враждебной среды. Это движение и стало причиной появления первых троп, маршрутов и в конечном итоге – дорог. Акцент в книге «Дороги мира. История и современность» сделан именно на автомобильных путях сообщения. Сегодня, в эпоху расцвета научно-технического прогресса, когда человек освоил морские и воздушные транспортные пути и покорил ближний космос, дороги не перестают играть важную роль «артерий», питающих наши социальные, культурные и экономические потребности.
В своей книге я рассказываю о древнейших торговых маршрутах на планете, соединявших первые города и государства, о древнейших цивилизациях, о военных дорогах Древнего Рима, Китая, высокогорных тропах инков в Южной Америке, ямской службе в России, об открытии Нового Света и развитии скоростных автомагистралей в США в XX веке. Есть в ней место и рассмотрению этапов развития технологий дорожного строительства, истории возникновения первых Правил дорожного движения и еще очень много, на мой взгляд, интересного, вплоть до описания современного состояния дорожной отрасли в мире.
– Как вы думаете, кто ваши потенциальные читатели?
– Мне хотелось, чтобы книга не просто рассказывала об истории дорог в мире, но предлагала читателю по-иному взглянуть на асфальтированное полотно под колесами его автомобиля, поднимала интерес к таким более глубинным и актуальным вопросам современности, как глобализация и ее истоки. Ведь рассматривать летопись дорожных сообщений следует не иначе, как пространственную историю человечества, на перекрестках которой сходились и переплетались судьбы народов и культур.
Томас Маколей, знаменитый историк, публицист и британский политический деятель Викторианской эпохи, называл дороги одним из трех величайших факторов цивилизации. Два других – это алфавит и типографский станок. В своей книге я попытался в какой-то мере раскрыть данный тезис.
Что касается целевой аудитории, то круг читателей данного труда мне видится очень широким, так как книга изложена в научно-популярном стиле, простым языком. Думается, что она будет весьма интересна любому человеку, независимо от его профессиональной деятельности и увлечений, всем, кто так или иначе интересуется историей, географией, политикой, экономикой. Хочется также верить, что из нее очень много полезного смогут почерпнуть и специалисты дорожной отрасли, студенты учебных заведений данного профиля.
– Отражена ли в вашей книге история отечественной дорожной отрасли?
– Конечно! Развитие наземных коммуникаций на территории современного Казахстана берет свое начало еще с появления Великого шелкового пути. Отдельная глава книги посвящена истории возникновения и распространения этого древнейшего торгового маршрута. Также бескрайние казахские степи упоминаются, когда речь идет о периоде завоеваний Чингисхана и Золотой Орды с ее развитой и разветвленной сетью почтовых сообщений, прародительницей ямской гоньбы на Руси, равных которой по скорости передачи информации в те времена в мире не было. Уже в те далекие времена земли кочевников были испещрены вдоль и поперек различными караванными тропами, торговыми, военными и исследовательскими маршрутами. Бескрайние и преимущественно ровные казахские степи уже тогда имели огромный транспортный потенциал. Казахстан издревле был перекрестком разных культур и народов, местом, где пересекались цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга.
Если говорить уже непосредственно о дорогах Казахстана, то, конечно, значительное развитие отечественная дорожно-строительная отрасль в современном понимании получила с приходом советской власти, с началом периода индустриализации экономики, освоением богатых природных ресурсов страны, рождением новых промышленных центров и городов, необходимостью налаживания транспортных сообщений. О советском периоде развития сетей автомобильных дорог нашей республики говорится в отдельной главе книги. Рассматриваются в ней и последние события в дорожно-строительной отрасли Казахстана. В связи с этим нельзя было не упомянуть масштабный проект строительства международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, значительный отрезок которого проходит по территории нашей страны. Суть современных тенденций развития цивилизации заключается в движении народов и стран к интеграции. Эта автомагистраль будет своего рода возрождением Великого Шелкового пути, а Казахстан снова станет тем самым мостиком между Западом и Востоком. К тому же данная автомагистраль позволит наконец получить реальный экономический эффект от огромного транспортного потенциала нашей территории.
– Каким вы видите продолжение своей исследовательской работы в этом направлении?
– Я думаю, необходимо продолжать начатую работу. История отечественной дорожно-строительной отрасли заслуживает самого пристального внимания, изучения и документирования. Это «живая» отрасль, она постоянно изменяется, развивается, сети автомагистралей расширяются, дорожная инфраструктура совершенствуется, внедряются новые технологии строительства. Конечно, она имеет давнюю историю, но, на мой взгляд, качественное развитие дорожно-строительной отрасли только набирает обороты. То есть, по сути, мы еще в самом начале пути создания обширной суперсовременной автотранспортной сети в Казахстане.
Дороги во все времена имели и будут иметь огромное стратегическое значение для государства. И, как я уже говорил ранее, несмотря на стремительный научно-технический прогресс, изобретение новых средств передвижения, наземные пути сообщения будут еще очень долго играть ключевую роль в нашей жизни, в экономике, в перемещении людей и товаров из точки А в точку В. А это значит, что предмет научно-исторических исследований будет значительно расширяться и поводов к написанию книг о дорогах будет еще очень много.
Что же касается книги «Дороги мира. История и современность», то в настоящее время идет работа над ее изданием в США и Великобритании на английском языке, а также готовится перевод книги на китайский язык с целью дальнейшего распространения на территории Поднебесной. Кроме того, следуя современным тенденциям в сфере информационных технологий, планируется выпуск электронной версии книги, которую можно будет найти в известных книжных интернет-магазинах мира. Аудитория книги значительно расширится.
– А что вы думаете о современном состоянии дорожно-строительной отрасли в Казахстане?
– Очень долго занимаюсь строительством дорог в Казахстане и поэтому могу дать ретроспективную оценку. Отрадно, что сегодня можно с уверенностью говорить об улучшении качества строительства дорог в нашей стране. Буквально несколько лет назад этого сказать было нельзя. То есть застарелые проблемы отрасли наконец начали решаться. Другое дело, что это очень долгий путь и нам еще очень многое нужно сделать, чтобы вывести и качество дорог, и множество сопутствующих показателей на должный международный конкурентоспособный уровень.
Большим позитивным толчком в этом направлении, конечно, стала реализация масштабного проекта строительства транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай – поистине «стройки века» для нашей отрасли. Это большой шаг в направлении интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог. Общая протяженность трассы 8 445 км. Из них почти 3 тыс. км проходит по территории нашей страны. Планируется, что к 2015 году строительство автомагистрали будет завершено. По прогнозам, к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза, а среднегодовой суммарный экономический эффект от сокращения времени пути составит 33,9 млрд. тенге. И это не говоря уже о том существенном импульсе, который получит развитие малого и среднего бизнеса в регионах, где проходит трасса.
И все же некоторые проблемы в отрасли остаются нерешенными. Я имею в виду недостаток профессиональных отечественных кадров. Советская элита профессионалов-дорожников постепенно уходит, и это естественный процесс. Но коэффициент восполнения этих кадров молодыми специалистами катастрофически низок. Отрасли крайне необходимы свои грамотные инженеры, проектировщики, строители-дорожники, свои подрядчики, сервисные компании. Необходимо работать и над качеством образования. Уверен, было бы весьма мудрым шагом значительную часть дохода от транзита грузопотока по автомагистрали Западная Европа – Западный Китай направлять именно на воспитание казахстанских профессиональных дорожников. Сейчас ощущается дефицит квалифицированных механиков, операторов дорожной спецтехники – грейдеров, асфальтоукладчиков и тому подобного. А это значит, что нужно поддерживать профессионально-технические училища, отправлять молодых специалистов на учебу и стажировку в лучшие учебные заведения данного профиля в мире, чтобы они знакомились с новейшими разработками, современными технологиями строительства и внедряли их здесь, на своей родной земле.
Но еще важнее – возрождать престиж самой профессии дорожника. И я надеюсь, эта книга, в свою очередь, поможет возродить у молодежи интерес к данной специальности. Во времена нашей молодости, дорожником мог стать не каждый. Эта профессия не терпит слабаков, потому что дороги приходится прокладывать в самых разных климатических условиях, порой чрезвычайно суровых. А еще она считалась такой же романтичной, как и профессия геолога. Мы ведь тоже покоряем неизведанные дали, строим новые пути, соединяем судьбы.