Немыслимо, но стратегический объект Мангистауской области – международный аэропорт г. Актау – после корректировки курса тенге оказался, по сути, в финансовой кабале «Банка развития Казахстана» (БРК). О ситуации стало известно общественности только после того, как сенатор Михаил Бортник заявил об этом во всеуслышание и предпринял попытки помочь аэропорту. Как банк смог допустить развитие такого сценария, грозит ли банкротство аэропорту и почему руководство аэропорта оказалось в трудной финансовой ситуации – на эти вопросы читателям газеты ответили в офисе аэропорта.
Итак, сухо и по факту. Еще в прошлом году, а именно 26 декабря руководство аэропорта написало письмо руководству БРК, в котором аэропорт оформил кредит в 2011 году в размере 47 млн. долларов на выполнение реконструкции взлетно-посадочной полосы. В нем высказывалась просьба, подкрепленная аргументами, снизить процентные ставки по кредиту. За 3 месяца (и это очень странно) ответа не последовало.
– Есть договор с акиматом Мангистауской области на доверительное управление, – сказал финансовый директор АО «Международный аэропорт Актау» Ержан Сарсенбаев.– Там указано, что оформить кредит на реконструкцию полосы мы должны были именно в БРК. Возможность оформления кредита в другом банке не рассматривалась, хотя и европейский банк, и турецкий предлагали нам кредиты со ставкой 6-7%. Понятно, что в качестве залога мы оформили все имущество аэропорта, а ведь это стратегический объект, поэтому оформлять кредит в иностранном банке было бы неправильно. Мы с этим согласны. Но тогда, если это казахстанский банк, он должен был оформлять кредит в тенге, а не в долларах, не делать таким высоким процент (9,8%). Ежегодно мы должны оплачивать для погашения кредита 7 млн. долларов. По старому курсу это было 1 млрд. 50 млн. тенге, а по новому уже 1 млрд. 250 млн. тенге, – проинформировал он.
Взять их, как вы понимаете, неоткуда. Основной доход аэропорта – это обслуживание взлета-посадки (1900 тенге с тонны самолета) и обеспечение безопасности самолетов и пассажиров (285 тенге с тонны самолета). Эти тарифы не менялись с 2004 года…
Аэропорт не банкрот, хотя такая опасность существует, если, например, курс доллара еще возрастет. Его доходы покрывают все расходы, но существенной прибыли он не приносит, примерно 5-6% в год. Хотя когда его руководство получало кредит и расписывало в проекте суммы инвестиций и количество прибыли, предусматривалось увеличивать доход на 10-15% в год вплоть до 2019 года. Но такого увеличения нет, хотя множество компаний желает выполнять рейсы в Актау: украинские, турецкие, грузинские, да и спрос на рынке есть, люди хотят летать в другие государства напрямую из Актау и имеют для этого средства, но их в этом желании не поддерживают. Получается, что аэропорт, при его мощности обслуживать 450 пассажиров в час, загружен максимум на 20 процентов.
– Поддерживать казахстанские авиакомпании нужно, бесспорно. Но если бы летали и другие, увеличение пассажиропотока и привлечение большего количества авиакомпаний, работающих с актауским аэропортом, могло спасти ситуацию, наряду с увеличением тарифов, составляющих основной доход, а также уменьшением процентной ставки кредита БРК и изменением самой валюты кредита, – отметил Ержан Сарсенбаев.
Реализация любого концессионного проекта предусматривает, что концессионерам надлежит получить прибыль от вложенных средств или, как минимум, вернуть их. А на аэропорт было потрачено немало: в 31 млн. долларов обошлось строительство международного терминала и в 47 млн. долларов – реконструкция взлетно-посадочной полосы. Но как честный концессионер, компания не прекращает и вкладывать средства. Так, на этот год было предусмотрено 200 млн. тенге для обновления автопарка аэропорта, который не менялся с 1980 годов. Было предусмотрено повысить заработную плату некоторым сотрудникам. Сделать запланированное теперь не получится, если средства уйдут на оплату непредвиденных 200 млн. тенге.
Итак, по истечение 3 месяцев, поскольку руководство банка не соизволило дать аргументированный ответ своему кредитозаемщику, последний обратился к депутату Сената Парламента РК Михаилу Бортнику. Депутат вместе с сенатором Бактыбаем Чельпековым подписались под запросом на имя Премьер-Министра РК, чтобы рассмотреть возможность реструктуризировать займ и снизить ставки вознаграждения банка-заемщика.
Также, еще в прошлом году руководство аэропорта доказало специалистам АРЕМ РК необходимость повышения основного тарифа. Расчёты они должны были рассмотреть и дать ответ уже в феврале, однако из-за моратория, объявленного после корректировки курса тенге, этого не произошло. Возможно, тарифы изменят в мае этого года, но вместо планируемых 3200 тенге (который сейчас составляет 1900) установят примерно 2700 тенге. Повышение на 40 процентов, по словам Е. Сарсенбаева, положение не изменит.
А ведь работа БРК, между прочим, направлена на поддержку предпринимательства и инвесторов. На одной из главных страниц сайта банка указываются аргументы в пользу выбора именно банка. Там, в частности, указывается, что БРК – это уникальный финансовый институт Казахстана, который предоставляет своим клиентам ряд существенных преимуществ. Ну так в чем дело, столь крупному инвестору, думается, вполне можно предоставить их?!
Можно напомнить, желая подчеркнуть важность этого проекта для Казахстана, что когда этот концессионный проект был презентован на конференции в Швейцарии, от Казахстана, среди концессионных проектов, он был единственным. Почти 80 млн. долларов уже вложено в него иностранными инвесторами. Только благодаря этому аэропорт в 2011 году стал победителем конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» в номинации «Перспективно развивающийся аэропорт». Так неужели этого мало для того, чтобы не делать условия такими кабальными, а пример для других инвесторов, которые в последующем изъявят желание прийти на казахстанский рынок – столь показательно неприемлемым?