Полувековая история города бережно хранится в памяти людей, на старых снимках, в каменном архитектурном облике... Узнаваемых архитектурных объектов прошлой эпохи в Актау не так много – старый центр города не велик, но и он тает на глазах. К сожалению, уже потерян кинозал «Юбилейный». «Кто» следующий? Есть подозрение, что это будет торговый центр «Казахстан» (4 мкр), более известный как ШУМ (шевченковский универсальный магазин). С тех пор как объект попал в частные руки, он изменился до неузнаваемости.
В свое время торговый центр «Казахстан», находящийся в сердце тогда еще совсем небольшого городка, был вольготным, самодостаточным, даже величественным. Оснащенный двумя сквозными проходами, один из которых как раз находился под «шаныраком», ШУМ являл собой один из городских архитектурных брендов… Сейчас его силуэт с трудом узнается в бесформенной груде бетонно-пластиковых конструкций и напоминает слепого, глухого, бомжеватого вида старика в нелепой круглой тюбетейке.
А ведь история строительства этого объекта по-своему интересна, например, известно, что архитекторы долго не могли придумать, как же изготовить знаменитую круглую крышу… В итоге была приглашена группа специалистов-строителей из Украины, которые методом непрерывной заливки бетона (так называемая скользящая опалубка), в течение нескольких суток непрерывно трудились над ее строительством.
Территория вокруг здания – один из малочисленных городских скверов, тоже потеряла привлекательность: изначально она содержала в себе элементы каскадов, ярусные клумбы, что в целом смотрелось оригинальным, а главное, на мангышлакский манер – просторным ансамблем. Вообще – простор – понятие для нас органичное, уж точно не нам, жителям вольных степей, убиваться за каждый метр (как, например, бедолагам европейцам). Так вот, теперь все эти изыски потерялись где-то под пластиковыми сараями.
Они загородили фасад здания и загромоздили некогда просторные проходы вдоль него, превратив территорию в базарные ряды на калпакский манер (не хватает только брезентовых палаток).
Безусловный интерес в это истории представляет позиция официально ответственных за внешний вид города, и сохранность его исторических объектов чиновников. Однозначно, все «метаморфозы» стали возможны с их разрешения. При этом как-то трудно предполагать, что человек, занимающий кресло главного архитектора города не мог прогнозировать, к чему приведет стихийная за-, и пристройка, и уж тем более странно, что никто из чиновников не замечает безобразия, к которому это привело. Примерно так мы и сформулировали вопрос, заданный непосредственно главному архитектору города Мурату Тлеубаеву, который любезно откликнулся на просьбу об интервью. Господин архитектор дипломатично обошел прямой вопрос о том, кто давал разрешение на возведение пластиковых павильонов, сказав, что это было до него… Сам же он возглавил ведомство в конце 2011 года.
Исходя из этого, читатель вполне может прикинуть какие из «новых конечностей» торгового центра на совести чиновника. Напомним, лишь, что возведение каменных пристроек непосредственно к зданию ШУМа началось – в 2012 году...
Впрочем, господин Тлеубаев сказал, что солидарен с мировой практикой бережного отношения к древним и старым постройкам – образцам более раннего зодчества. За каждым из таких объектов стоит художник, который создавал объект, вложил в него частичку своей души. Такие здания, считает Мурат, можно как угодно реконструировать внутри, а внешне – только слегка облагородить, используя, может быть, более современные отделочные материалы. Итальянцы, например, тысячелетиями вообще не меняют внешний вид зданий, подчеркивая их историческую значимость.
Таким образом, позиция главного архитектора такова, что он, с одной стороны, согласен, что определенная реконструкция ШУМу нужна, а с другой, ратует за сохранение первоначального внешнего вида. Он напомнил, что года два назад владельцы ШУМа уже намеревались и вовсе изменить облик объекта, представив на суд городских чиновников проект, предусматривающий масштабные пристройки и прочее, но те его мужественно отклонили, и на ближайшую перспективу вообще приостановили принятие дополнительных предложений от владельцев этого объекта. Однако прокомментировать в обнадеживающем тоне текущее положение вещей (судьбу пристроек и отдельно стоящих «амбаров»), архитектор тоже пока не смог.
Резюмируя всю эту ситуацию, хочется напомнить, что с исторической точки зрения здание торгового центра «Казахстан» уникально и является важной частью старого архитектурного облика областного центра. Данное обстоятельство накладывает на его владельцев дополнительную ответственность: за сохранность его исторической идентичности.
Разумеется, культ новизны, навязываемый массовой культурой, зачастую входит в противоречие с эстетикой зданий прошлой эпохи, но в нашем случае разница не критична. Научно-технический прогресс вполне способен предложить методы и технологии, чтобы любой объект органично вписать в общий стиль.
Если бы речь шла о ветхих бараках 3 мкр, думается, их снос вызвал бы только радость у жителей города. А вот ШУМ, ДК.Абая, «три богатыря», гостиница Актау, и еще с десяток зданий, составляют фонд архитектурного наследия города. Они заключают в себе колоссальное историческое, культурное, мемориальное и художественное значение. И этот фонд уязвим, он может легко раствориться в массе сверкающих стеклом и огнями ультрасовременных торговых центров, фитнес-клубов, кинотеатров и многоэтажных жилых комплексов. Он не выдержит напора новизны, если, конечно, мы не постараемся его сохранить.
Всего пятьдесят лет исполнилось Актау – совсем юнец по сравнению с городами, чей возраст исчисляется веками. Но ведь когда-то и он будет отмечать сотенные юбилеи со дня основания – все впереди. Важно, чтобы к тому времени сохранились хотя бы самые брендовые архитектурные признаки Актау второй половины XX века.