Если остановить на улице наших юных актауских представительниц прекрасной половины человечества и спросить, кто такие Маншук Маметова и Алия Молдагулова, подозреваю, ответят далеко не все наши милые девушки. А они, девочки XX века, Маншук и Алия, были также юны, красивы, также мечтали о счастливой взаимной любви. Мечтали иметь семьи, воспитывать детей. Но они так и остались навсегда молодыми. Потому что «завтра началась война»…
Маншук – это производное ласкательное от имени Мансия. Так назвал степняк Жиенгали свою дочку. Маншук росла в многодетной семье в ауле Жаскус Урдинского района, что почти рядом с Уральском. Когда девочке исполнилось пять лет, ее по старинному обычаю отдали на воспитание дяде Ахмету Мамедову. А вскоре ее родители умерли, и Маншук навсегда простилась с вольной аульной жизнью, стала городской девочкой, пошла учиться в алматинскую школу.
Маншук закончила семь классов средней школы, затем – учеба на рабфаке, после окончания которого поступила в медицинский институт и одновременно работала в аппарате Совнаркома Казахской ССР. Из маленькой, смуглой, застенчивой и робкой аульной девочки с разодранными от жусана (полыни) коленками она превратилась в обаятельную и умную девушку. Интересно, кем бы стала студентка медицинского института, личный секретарь заместителя председателя Совнаркома Правительства Казахской республики Маншук Маметова, если бы не война? Профессиональным доктором? Или пошла бы по партийно-аппаратной линии? Увы, этого нам никогда уже не узнать. Проклятая война исковеркала судьбы миллионов советских людей…
В первые же дни войны Маншук добровольно записывается на фронт. В Центральном государственном архиве РК сохранилась копия ее заявления, написанного 27 июля 1941 года: «Я, Маметова Маншук, родилась в 1922 году в семье крестьянина-бедняка. В данное время родители умерли. Я окончила рабфак и сейчас работаю личным секретарем заместителя председателя Совнаркома. Хочу Вас просить, чтобы Вы направили меня на фронт вместе с казахскими братьями и сестрами для уничтожения фашистов. И так как послать на фронт нет ни кровного брата, ни родной сестры, прошусь сама. Прошу просьбу удовлетворить. Комсомолка с 1939 года».
Шли недели, месяцы. Война длилась уже год. Маншук не теряла времени даром: она прошла занятия всеобуча по военной подготовке, получив по всем видам оружия высокие оценки. Одновременно Маншук окончила курсы медсестер. К концу жаркого лета 42-го года наконец получила добро.
Пулеметчица
Правда, поначалу она была определена на штабную работу 100-й Казахской отдельной стрелковой бригады, но спустя время добилась отправки на передовую. Для этого Маншук мастерски овладела пулеметом, и была назначена первым номером пулеметного расчета. «Максим» (название пулемета) стал верным боевым другом до конца ее жизни.
Из письма Маншук своей второй маме Амине Маметовой: «Дорогая мамочка! Долгожданное письмо и посылку получила в тот день и в тот час, когда мы тронулись на передовую линию фронта. Была очень рада, хотя мне досталось всего одно яблоко, так как наши бойцы и командиры так же, как и я, ожидали маленький подарок.
Мамочка, уже год мы не видим фруктов и вообще что-нибудь домашнее. Скучаю по вам... Сейчас нахожусь на передовой с другом-пулеметом и зорко слежу за фрицами. Ночью почти не приходится спать, а днем отдыхаем. И вот, выбрав время, пишу Вам ответ. Апкетай, мы еще не видели жаркую погоду: все холодно, идут дожди, правда, я от Вас ожидала какую-нибудь теплую вещь. Когда я находилась в штабе, то не было необходимости в теплых вещах, а сейчас нахожусь в строю – холодновато.
Вот получила Ваше второе письмо, и поневоле пришлось вспомнить свое детство. Крепко жму Вашу руку и крепко-крепко целую Вас. Дочка Маншук. Привет от моих товарищей-фронтовиков».
Воевала Маншук, не уступая в мужестве и отваге мужчинам-однополчанам. «Строчит пулеметчик за синий платочек…» Это про нее. Глядя в прорезь «максима», она косила проклятых фашистов за Родину, за Алматы, родной свой аул, за Казахстан.
«Я всегда буду жива, апкетай!..»
Из письма Маншук матери Амине Маметовой:«Дорогая мама! Долгожданное Ваше письмо получила 14 апреля 43 года. Я была очень рада, узнав о здоровье всех. Апкетай, я очень соскучилась по Вам. Нет у меня хотя бы Вашей фотокарточки, только лишь по несколько раз перечитываю Ваше письмо. Оно дает мне больше энергии в дальнейшей моей жизни, так как я все же среди бойцов одна девушка, правда, меня очень уважают, стараются все, чтобы я не огорчалась. Апкетай, пишите письма мне на полевую почту почаще, не ожидайте от меня письма, так как я сейчас изменила свое положение, но Вы не думайте о моем здоровье. Я всегда буду жива, здорова и меня никакая немецкая пуля не возьмет, лишь Вы пишите письма почаще. Хорошо? В общем, я сейчас чувствую себя неплохо. Шлю фотокарточку, фотографировалась зимой для партдокумента. Привет всем, крепко жму руку и бесконечно целую. Твоя Маншук. Жду фотокарточку. Помните, я всегда буду жива…».
Фотокарточки мамы Маншук не дождалась. В боях за старинный русский город Невель под Псковом она погибла. Погибла геройской смертью. Весь пулеметный расчет Маметовой был перебит, но она продолжала свою священную войну – за родное Отечество. Семьдесят фашистов уложила одна! Осколок разорвавшейся мины попал ей в голову, но даже тяжело раненая, она продолжала стрелять из раскаленного пулемета по ненавистным оккупантам. Стреляла до последнего дыхания… Звание Героя Советского Союза гвардии старшему сержанту Маметовой Маншук Жиенгалиевне Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно присвоено 1 марта 1944 года.
P/S: Американцы никак не могут понять, почему не сдали Ленинград. Почему все 900 дней блокады люди продолжали жить в осадном городе на 125 граммах хлеба в сутки и умирали тысячами, но не сдавались? Почему советский солдат бросался грудью на вражескую амбразуру со словами «За Родину!». При этом янки недоуменно задаются вопросом: «Зачем?!». Они не могут понять, почему в войну двенадцатилетние дети работали в две смены, стоя за станком и едва доставая подбородком до станка? Не поймут, зачем добровольно и так упорно просились наши юные девчушки, Маншук и Алия, на войну. Этого им никогда не понять, потому что они никогда не сражались за свою Родину, за Отчизну. Не сражались в заснеженных полях России за свой далекий родной казахский аул, за своих родных и близких, как это делали Маншук и Алия.
И снова осень подарит чувство веры,
И журавли в небе осенний клин собьют.
А мне б в июнь. В тот самый…
В сорок первый…
Чтоб заслонить всех тех, кого убьют!..
Маншук Маметова родилась 23 октября 1922 года в ауле Жаскус Уральской области (ныне Западно-Казахстанская). Пулеметчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта. Гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено высокое звание – Герой Советского Союза. Погибла 15 октября 1943 года в тяжелых боях за освобождение города Невель при обороне господствующей высоты.