В доме №53 по улице «Ардагер», что находится в селе Мунайши, живет ветеран Великой Отечественной войны Кубир Тлешов – участник и очевидец военных событий на Дальнем Востоке, участник освобождения ряда китайских городов от японских милитаристов.
Он воевал против Квантунской Армии
Мы наведались к аксакалу в гости. Перед нами стоял бодрый, улыбающийся человек, которому не дашь 89 лет.
– Я человек популярный в селе, так как являюсь единственным сегодня ветераном Великой Отечественной войны здесь. Ну и тем более, на улице ветеранов кроме меня нет другого ветерана, – улыбается аксакал.
Почтенный аксакал ни минуты не сидит без дела: привычка, выработанная с детства, – не сидеть сложа руки, до сих пор при нем, он постоянно возится во дворе. Что-нибудь прибить, починить, убраться – все это в его компетенции.
Зайдя в дом, и расспросив друг друга о житье-бытье, мы приступили к расспросу ветерана о его прошлом. Аксакал, несмотря на почтенный возраст, как оказалось, еще обладает здравым умом и рассудком, а также крепкой памятью. Он, к нашему удивлению, помнит свое военное прошлое в деталях и подробностях.
Задаем вопрос, как и где его призвали, на каких фронтах воевал. Вот что он нам рассказал:
– Меня, родившегося в 1926 году, призвали в армию в 1944 году. Нас, около сотни джигитов, призванных из столицы Туркмении, направили на Дальний Восток. К моменту призыва я работал железнодорожником на станции Аксу, что близ Ашхабада. Добирались на поезде 16 дней! Нас высадили в Находке. Здесь на протяжении трех-четырех месяцев мы проходили военную подготовку для защиты дальневосточной границы. Как вы знаете, на тот момент японцы часто нарушали границу с использованием оружия. Это была необъявленная война. С 1941 по 1945 годы японцы затопили 18 и незаконно задержали около 200 наших кораблей. Меня распределили вначале в легендарный Тихоокеанский флот, а затем я служил в составе такой же легендарной Краснознаменной Амурской флотилии, специально созданных для защиты дальневосточных водных рубежей нашей Родины. Известно, что к этому времени японские милитаристы захватили Манчжурию, расположенную в Северном Китае, а также Корею, – вспоминает участник и очевидец военных событий на Дальнем Востоке аксакалКубир Тлешов.
Историческая справка
Обратимся к истории. Исследователи Великой Отечественной войны пишут, что «в 1938 году японцы напали на нашу страну в районе озера Хасан, а в 1939 году они повторили нападение у Халкин-Гола, на территории дружественной СССР Монгольской Народной Республики. Красная Армия наголову разбила тогда японские войска, вторгшиеся на нашу землю.
Наглые действия Японии против Советского Союза особенно усилились после вступления ее в союз с фашистской Германией. Японские военные корабли задерживали советские суда в проливах, а правительственные чиновники – в японских портах. Японские провокаторы войны бесчеловечно издевались над советскими гражданами – пассажирами и моряками, избивали их и подвергали мучительным пыткам.
В период войны Советского Союза с фашистской Германией Япония подтянула к нашим дальневосточным границам огромную армию, чем сковала на Дальнем Востоке наши значительные военные силы. Этим она серьезно помогала германской армии и сама готовила нападение на Советский Союз, выжидая лишь «удобный» момент. Империалистические планы японской военщины были сорваны героической борьбой Красной Армии и Военно-Морского флота с немецкими оккупантами. Моряки Тихого океана и Амура не только охраняли наши морские и речные рубежи на Дальнем Востоке, но и принимали активное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В наиболее тяжелые моменты Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот и Амурская флотилия посылали людей и материальные средства для усиления действующих флотов.
Как освобождали китайские и корейские города
– У японцев был стратегический план захвата наших территорий до Уральских гор, при условии, что немцы захватят европейскую часть СССР. Но они сильно просчитались. Главная, самая многочисленная и мощная группировка сухопутных войск Императорских вооружённых сил Японии – Квантунская армия сгруппировалась, в основном, на территории Китая. Они были хорошо вооружены и обучены, хорошо экипированы. Отличались особой жестокостью: на оккупированных территориях они бесчинствовали. 8 августа 1945 года была объявлена война против Японии, а на следующий день начались боевые действия. Одновременно в бой вступили Дальневосточная армия №1, Дальневосточная армия №2 и Забайкальская армия.
За первые пять дней наши войска продвинулись вперед на 350 километров. Японцы были хорошо обучены. Солдаты кроме огнестрельного оружия, часто использовали ножи, которыми очень хорошо владели. И поэтому требовалась большая осторожность. Также они умели прыгать как дикие кошки, – вспоминает ветеран давно минувшие события.
Еще Кубир Тлешов вспомнил, как они при освобождении китайского города Солунь стали очевидцами зверства японцев.
– Японцы запретили употребление риса, если узнавали, что кто-то его съел, то сразу же убивали. В общем, всех жителей выморили голодом. Так японцы решали свои продовольственные вопросы. Мы раздали бедным китайцам продовольствие, одежду. Оказывается, японцы проводили среди китайцев антисоветскую агитацию, говорили, что русские хотят поработить их. Но китайцы знали, кто им враг, кто – друг. Они тоже по-своему сопротивлялись японским агрессорам, оказывали активную помощь советским войскам, – рассказывает аксакал.
После Кубир Тлешов участвовал в освобождении Северной Кореи.
– Я запомнил города Нанним и Хочхон. В боях за эти города японцы стали тысячами сдаваться в плен. Потом, уже в мирное время, я узнал из исторических документов, что из одного миллиона двухсот тысяч японских солдат и офицеров в плен сдались 594 тысячи, среди них 148 генералов. Остальные погибли, – продолжает рассказывать ардагер. – 2 сентября 1945 года Япония объявила о своей капитуляции. Так за 16 дней решилась судьба этой войны. Конечно, и с нашей стороны тоже были потери. Тогда погибли многие мои боевые товарищи.
После войны
Война закончилась, но паренек из далекой Туркмении продолжал служить на дальневосточной границе. Домой вернулся в 1947 году. Стал работать на родной железной дороге – станции Аксу. Здесь проработал до 1959 года – времени отъезда в Казахстан. Переехав в село Чамалган Алматинской области, Кубир Тлешов затосковал по родному краю – Мангистау. Спустя некоторое время он переезжает с семьей в Жетыбай. Так и осел здесь с семьей, на земле своих предков, где появился на белый свет.
– Мать говорила мне, что я родился на Мангистау в местности «Ұялының құмы» (пески Уялы). У отца было много скота, советская власть арестовала его как богача в 1932 году. Больше мы о нем ничего не знаем. Моя овдовевшая мать, с такими же обездоленными как и сама, решила покинуть родные места, где жить становилось невозможно. Пешком добрались до Туркмении, где мы обрели приют и покой. А затем грянула война... – с печалью в голосе говорит Кубир-аксакал.
В мирное время Кубир Тлешов до выхода на пенсию проработал на железной дороге. Трудился добросовестно, честно. Он заслуженный железнодорожник СССР, его фотография висит в администрации Мангистауской дорожной дистанции. У него большая семья, своим вниманием и заботой его окружают дети, многочисленные внуки и правнуки.
На фронтах Великой Отечественной войны сражался и брат Кубира-аксакала – Шахан. Он прошел путь от Сталинграда до Берлина, тоже вернулся с войны живым и невредимым.
– Все в руках Всевышнего. Аллах даровал мне долгую, полную самыми разными событиями жизнь. Скольким испытаниям я подвергался, сызмальства меня настигали одни лишения: родился в лихую годину, маленьким мальчиком потерял отца, дом, вотчину, видел голод, болезни, затем война. Впрочем, судьба у моего поколения почти одинаковая. И хотелось бы, чтобы наша судьба не повторялась больше! Одно только желание у меня – чтобы в стране был мир и покой, – говорит старый фронтовик.
А нам в свою очередь хочется поклониться ветеранам той страшной, отгремевшей войны. Спасибо вам за мир, спасибо за счастье!
(перевод Тойган ТАСКИНБАЕВОЙ)