Наш земляк, житель Актау Кылыш Утетлеуов, воевавший в Великой Отечественной войне с 1943 года до самого ее окончания, 16-летним подростком был свидетелем того, как 7 ноября 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил бомбу на шахту в родном Таушыке.
Кылыш Утетлеуов родился в ноябре 1925 года в местности Бесбулак, что находится на Южном Устюрте, в семье кочевого адайца.
В мае 1941 года, когда до начала войны оставалось буквально немного, пятнадцатилетний юноша устроился секретарем в Мангистауский районный отдел образования. 22 июня весь советский народ узнал, что в нашу страну вероломно вторглись войска нацистской Германии.
Война бушевала где-то там, за морем. Жители Мангистау были уверены, что советская армия даст достойный отпор врагу, и его нога не коснется степи. Но 7 ноября 1941 года в Таушыке прогремел взрыв. Оказалось, что немцы имели подробную информацию о расположении важных промышленных объектов на Прикаспийских территориях. Одним из объектов, обозначенных фашистами к ликвидации, была и таушыкская угольная шахта, которая работала на нужды фронта.
– Хорошо помню тот день. Группа жителей Таушыка стояла возле сельсовета, как вдруг с неба послышался гул. Мы увидели самолет. Никто и предположить не мог, что это был немецкий бомбардировщик. И вдруг, на глазах у изумленных людей, самолет, нагло покружив над окраиной села, что-то сбросил в районе кирпичного завода и исчез за горизонтом. Минуты не прошло, как послышался гром разорвавшегося взрывного устройства, и на эти несколько мгновений в глубоком тылу полыхнуло ужасом войны. Люди побежали в сторону кирпичного завода, находившегося рядом с шахтой. В земле образовалась огромная воронка. К счастью, никто не пострадал, но таушыкцы на долгие годы запомнили этот зловещий гул, этот взрыв, прогремевший, кажется, в самом сердце…
В январе 1943 года семнадцатилетнего Кылыша Утетлеуова призвали в армию. С призывного пункта в Форту-Шевченко их на пароме переправили в Астрахань, оттуда – в Бузулук (Оренбургская область), в воинскую часть, где шла подготовка сержантского состава. Новоиспеченного воина направляют в 361-го стрелковый полк 156-ой стрелковой дивизии. Во взводе Кылыш отвечал за телефонную связь, что было очень ответственной обязанностью.
– Командиром взвода, куда я попал, был русский, Борис Мишенин, его помощником Мукыр Ниязов (дядя народного писателя Казахстана Абиша Кекилбаева), я же был адъютантом, отвечал за связь, – вспоминает аксакал.
Первый фронтовой новый год воин из далекого Мангистау встречал в лесу, на одной из высот. В тот раз их полк вытеснил противника сразу из двух деревень – Солнечной и Лесной, продвинувшись вперед на 10 километров.
В одном из боев Кылыша ранило в голову, он получил контузию и пролежал три месяца в госпитале. Несколько осколков так и не удалось извлечь из лицевых костей, так и живет аксакал с ними до сих пор.
В мае 1944 года поправившийся боец возвращается на фронт. В этот раз он попадает в 706 стрелковый полк 204 стрелковой дивизии. Участвует в боях за Витебск. Под жестоким артобстрелом связист Кылыш Утетлеуов, исправляя повреждение на линии, вновь получил ранение. В октябре 1944 года его комиссуют как негодного к воинской службе. Но Кылыш просится на фронт, – такое поведение было нормой, долг перед Родиной советские люди ставили выше своей жизни.
Война закончилась, но Кылыш оставался в армии. В помощи армии нуждалось почти полностью разрушенное войной народное хозяйство. В 1946 году выходит постановление о демобилизации бывших учителей, и Кылыш возвращается домой…
Имя Кылыша Утетлеуова неразрывно с историей становления и развития народного образования в отдаленном хозяйстве Мангистауского района (ныне территория Бейнеуского района) в послевоенные годы. В 1948 году местная власть решила возродить животноводство на опустевшем Устюрте, для чего были созданы совхозы. В один из них – совхоз Самский направляют Кылыша руководить школой. Как оказалось, школа находилась в глинобитном, неприспособленном для полноценной учебы, помещении. Он все силы отдает тому, чтобы построить в совхозе соответствующую стандартам школу, добивается выделения денег на ее строительство. В ту пору, когда с полуостровом Мангышлак не было внешнего сообщения, не было никаких дорог и внутри самого региона, строительство здания школы было настоящим подвигом. Самская школа стала поистине легендарной, потому что была построена в труднейших условиях на чистом энтузиазме коллектива учителей во главе с ее директором без участия специалистов-строителей. И еще потому, что школу окончили люди, которые впоследствии стали известными личностями, чем прославили маленькую сельскую школу в глубинке. В народе ее называют «школой Кылыша».
Кылыш Утетлеуов жив-здоров. Рядом с ним вот уже свыше 60 лет шагает по жизни жена Ару. Счастливые супруги окружены заботой десятерых детей, около сорока внуков и двадцати правнуков.