Учитель высшей категории Аида Канатбаева работает в средней школе №23 города Актау. С читателями нашей газеты Аида Алтыбаевна делится своим видением развития страны, сферы образования, ибо вот уже 25 лет – ровно столько, сколько независимости страны, бессменно работает в школе, обучая детей азам русской грамоты и литературы.
В школьной программе по русскому языку и литературе есть сочинение на свободную тему, и часто, мы учителя, предлагаем своим ученикам написать о родной стране, регионе, городе. Дети с удовольствием пишут на эту тему, и пишут искренне и с любовью.
Иногда бывает так охота написать сочинение вместе с ними. Конечно, мое сочинение будет отличаться уже только тем, что я из того поколения, кто родился, окончил школу и вуз в советский период, и которое начинало свой трудовой путь уже в новом государстве – Республике Казахстан. Часть моей жизни, а значит моих счастья, любви и надежд остались в несуществующем Советском Союзе, канувшем в Лету…
Мои же ученики знают СССР лишь по учебнику истории, фильмам, фотографиям в семейном альбоме, рассказам старших и т.д. Они не видели также переломные, переходные девяностые.
Как сейчас помню самые первые годы жизни новой страны, когда в ней происходили кардинальные изменения. Перестраивались все сферы жизнедеятельности общества, ибо было понятно, что нельзя развиваться по старому порядку. Я была уверена, что реформирование всех жизненно важных сфер независимой страны будут успешными, так как видела, что все это в руках надежного лидера. Происходящие события в постсоветских республиках пугали, и в то же время в душе была уверенность, что их проблемы нас минуют: так сильна была вера в нашего лидера – Нурсултана Назарбаева, человека образованнейшего, умеющего мыслить масштабно, личности высоких духовно-нравственных понятий. Было, конечно, много трудностей, что уж говорить, но надежда на лучшие времена не оставляла меня.
После окончания в 1991 году Казахского педагогического института имени Абая я осталась работать в Алматы. Я родом из Туркмении, и переживала за родных и близких, которые оставались там, в стране, ставшей для нас родной, но отныне являющейся другим государством. Мои предки, чьей вотчиной была земля Мангистау, оказались в Туркмении в тридцатые годы прошлого столетия, в годы голощекинского произвола. Они бежали туда в надежде уберечь своих потомков, а значит – будущее народа. Родственный нам туркменский народ приютил обездоленных казахов, степняки прижились и прикипели к этой земле, да и государство было единым – СССР. И тогда, когда Казахстан делал первые шаги на пути независимости, наш Президент издал указ о возвращении на историческую родину бывших наших соотечественников, которые волею судьбы в разные годы оказались вне пределов своей исторической земли. Благодаря мудрому шагу Елбасы сегодня все мои родственники являются гражданами Казахстана, живут на земле, где веками жили их пращуры, внося свой вклад в процветание страны.
За этот период произошли колоссальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и системе образования. Результаты этих реформ были самые разные, порой прямо противоположные. Точно так же, как путь человека ищущего бывает тернистым и извилистым, и на своем пути он одерживает как победы, так и поражения, так и развитие нового государства, основных сфер его жизнедеятельности не всегда было ровным, успешным. Мы, учителя, как никто другой, на себе ощущали и чувствовали это, ведь каждую очередную реформу реализовывали на местах именно мы, школьные учителя. Мы апробировали их на своих учениках, и мы видели просчеты и выигрышные моменты каждой очередной реформы.
В настоящее время средняя школа работает в рамках государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Программа нацелена на выполнение множества архиважных задач в образовании, в частности, на последовательный переход на 12-летнюю модель обучения. Пожалуй, самым важным в этом деле является то, что базовым принципом нового содержания образования является создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности – самопознания, самоопределения и самореализации, достижение высокого уровня нравственно-духовной культуры в организациях образования исемьях. Ожидается, что все дети, учащиеся, студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей. Меня это очень радует, ибо нравственно-духовная основа – это самое ценное, что есть в нашей жизни, в наших традициях, в традициях всего человечества, это остов, фундамент человеческой жизни. (К примеру, закат античной греческой и римской цивилизаций, как утверждают историки, произошел именно из-за игнорирования, предания забвению духовно-нравственных законов человечества). Здоровая нравственность – это залог и гарант будущего.
Мой трудовой стаж составляет 25 лет – ровно столько, сколько лет независимости моей страны. За это время я достигла многих успехов в своей работе, стала учителем высшей категории. В течение ряда лет веду исследование на тему «Повышение в школьниках познавательной активности и умения критически мыслить на уроках русского языка и литературы». Воспитала сотни учеников, среди которых есть участники областных, республиканских и международных предметных олимпиад и конкурсов. Сама участвовала в научно-практических конференциях, семинарах и тренингах, которые давали мне стимул к еще большему повышению квалификации и профессионализма. Все это, считаю, стало возможным благодаря Независимости страны, ее динамичному развитию, ее успехам в социально-экономической сфере.
Я счастлива, что иду в ногу со своей страной, являясь очевидцем и участником всех ее важных вех…