По теме «Критериальное оценивание как фактор развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования» состоялся областной семинар, прошедший на базе школы-лицея №7 им. Н. Марабаева.
Семинар преследовал следующие цели: повышение профессиональной компетентности педагогов- познакомить с современными образовательными технологиями, показать на практике систему оценивания по критериям учебной деятельности на уроках русского языка и литературы, расширить знания о проектировании современного урока русского языка и литературы обновления содержания образования.
Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому сегодня рассматриваются возможности использования на уроках современной технологии оценивания учащихся – критериальной.
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль «судьи» при выставлении оценок.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентоспособной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно-оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
На семинаре были даны уроки русского языка в 8,9,10,11 классах с использованием новых форм оценивания – по критериям. Этот вид оценивания применяется в зарубежных странах. Подобный вид оценивания качества знаний учащихся внедряется на сегодняшний день уже в первых классах казахстанских школ с 1 по 4 классы. Подобное оценивание предполагает всестороннюю оценку знаний учащихся, учит самостоятельному анализу работы товарища (оценивание в паре), анализу выполненной работы группы (оценивание в группе) и оценку собственных достижений (самооценивание).
Куратор курсов по внедрению новой технологии оценивания знаний учащихся Кымбат Асанова. Организатором семинара с показом открытого урока в 9б по теме «Сложносочиненные предложения выступила завуч-методист школы-лицея №7 Шолпан Сарсенгалиевна Агаджанова.
– Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность. Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами. Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год), – рассказал Шолпан Сарсенгалиевна.
Более того она пояснила, что формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть.
Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу математики за четверть, за год.
– Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы, – заключила Шолпан Агаджанова.