За годы независимости в Казахстане большое внимание уделяется совершенствованию транспортной инфраструктуры, в том числе созданию логистических центров для организации рационального процесса транспортировки товаров и услуг от производителей к потребителям не только между регионами республики, но и в международном масштабе. Один из таких центров логистики создан на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау» и уже начал полноценно функционировать. Это ТОО «Центр логистики и производства «Азерсун». О перспективах создания данного логистического центра и вложению азербайджанских инвестиций журналисту «ОМ» в эксклюзивном интервью рассказал заместитель директора ТОО «Центр логистики и производства «Азерсун» Алекпер Мурадов.
– Расскажите, пожалуйста, каковы этапы развития центра с момента инициативы его создания? Что сегодня он из себя представляет?
– Начало проекта было положено 16 августа 2013 года в азербайджанском городе Габбала в рамках третьего саммита тюркоязычных государств. Тогда президенты наших стран – Казахстана и Азербайджана подписали соответствующий меморандум о строительстве в Казахстане на азербайджанские инвестиции крупного современного логистического центра. Строительство длилось 1,5 года. В июне 2014 года азербайджанской компанией Azersun Holding был заложен первый камень в фундамент. В течение 18 месяцев мы построили громадный центр со складскими помещениями. Он оборудован передовой западной техникой и холодильными установками. Новый логистический центр будет содействовать развитию ненефтяного сектора экономики обеих стран – Казахстана и Азербайджана. При этом увеличатся объемы товарооборота и расширится торговое и экономического сотрудничество двух стран. Этот объект крайне важен в отношении транспортной инфраструктуры, расширения транзитных и экспортных возможностей региона, увеличения масштабов международных грузоперевозок. Реализация этого проекта позволит повлиять на наполнение продовольственного рынка области продуктами и товарами, компенсировать тот дефицит продовольствия, что ощущается на сегодняшний момент в регионе.
– Центр логистики и производства расположился на территории СЭЗ «Морпорт Актау». Почему вы выбрали такой вариант создания подобного производства, а не какой-либо другой регион, или территорию Мангистауской области?
– Выгоды от образования данного логистического центра очевидны. Как вы понимаете, для того чтобы его организовать, нужно было создавать соответствующую инфраструктуру для обслуживания морской техники, так как поставка грузов осуществляется морским путем по Каспийскому морю, с привязкой к железнодорожным и автомобильным магистралям и т.д. Здесь, на территории СЭЗ, расположенной недалеко от международного морского торгового порта Актау, есть все. Для желающих разместить на территории СЭЗ свои производства предоставляется земельный участок с уже готовой инфраструктурой. Более того, для участников предусмотрены льготы, в основном для иностранных инвесторов. Подчеркну, что благодаря размещению на территории СЭЗ мы избежали административных преград, так как здесь работают по принципу «одного окна». Наша компания была освобождена от налогооблажения во время строительства, а также от уплаты налога на землю.
– Скажите, пожалуйста, а в чем изюминка данного центра? На чем основано емкое предприятие и для чего азербайджанской компании инвестировать такие большие инвестиции в подобное производство, да еще за рубежом? Что это дает? Зачем это нужно?
– Преимущество создания подобного центра заключается в комплексном решении вопросов по организации хранения, предпродажной подготовки и сбыта продовольственной продукции с внедрением прогрессивных технологий, в формировании общедоступной кооперативной системы хранения. Это своего рода логистический хаб. Здесь предусмотрен завоз и вывоз продуктов питания. Складские помещения со стеллажами в высоту до 12 метров оснащены самым современнейшим оборудованием закупленным в ведущих странах Европы – Германии, Нидерландов. К примеру, холодильное оборудование поставлено из Японии. Наша изюминка – камеры контроля атмосферы. Это 16 камер, в которых можно хранить фрукты с определенным сроком, и на долгое хранение. Это ноу-хау. К примеру, фрукты, которые будут храниться в этих камерах, не потеряют своих пищевых качеств, сохраняя при этом свежесть и вкус.
Как известно на сегодняшний момент в Мангистау в основном торговля идет с колес, что не продали – испортилось. До нашего центра логистики здесь, в западном Казахстане, не было мощностей, где можно было бы хранить какое-то время продовольственные товары, а потом продавать. Не было мощностей, чтобы хранить определенное время и выращенную на мангистауской земле сельскохозяйственную продукцию.
И в этой связи наш центр станет фишкой для продвижения продовольственных товаров как в Казахстан, так и из страны.
Сегодня, как и во все времена, неизменным осталось то, что современные «купцы» хотят, чтобы их груз доставили из пункта А в пункт Б в целости и сохранности, и как можно быстрее и дешевле. А для этого выбирается оптимальный маршрут. Один из них, в частности, между Европой и Азией пролегает через Азербайджан и Казахстан по Каспийскому морю. Вот и ответ на вопрос: зачем это нужно? Кроме того, мангистауским регионом, который имеет стратегическое значение, уже интересуются крупные холдинги, компании. Мы это видим по тем запросам, которые нам делают. К примеру, идут переговоры о поставке на склад американских товаров. Уже, так скажем, собираются большие игроки, которые ищут возможности завести продукты, но при этом, чтобы были хорошие условия для логистики.
Мы провели уже несколько встреч с предпринимателями Атырауской и Западно-Казахстанской областей. К примеру, многие производители мяса уже заинтересовались поставкой и хранением своей продукции, а потом отправкой ее на экспорт. Мы ведем переговоры. Уже практически на стадии подписания договора. То есть мы создали наш центр в Мангистауской области с тем, чтобы его услуги дали возможность казахстанским производителям собирать и хранить свой товар здесь, в Актау, а затем доставлять в другие прикаспийские страны. Более того, создание центра логистики подталкивает местных товаропроизводителей наращивать свое производство, а мы в свою очередь будем предоставлять склады под их продукцию, то есть оказывать те услуги, в которых они могут быть уверены. Та система, которую мы здесь используем, позволяет принимать, отправлять, хранить любую продукцию, то есть оказывать услуги на высоком уровне. Таким образом, логистика выстроена так, чтобы те же азербайджанские овощи и фрукты, находили кратчайший и наименее затратный путь к потребителю: поступали в торговлю или на переработку, не теряя качества.
По мощности через центр планируется в год перерабатывать до одной тысячи тонн овощей и фруктов. В перспективе западные регионы Казахстана полностью будут обеспечиваться фруктами и овощами из Азербайджана, поскольку стоимость поставок его сельскохозяйственной продукции намного ниже, чем из другого региона Казахстана. Между тем, казахстанские товаропроизводители тоже могут воспользоваться нашими услугами и через логистический центр отправлять морским путем свою продукцию в другие страны. Этот пилотный проект создаст возможности для вложения взаимных инвестиций обеим странам.
Кроме того, хотел бы отметить, что наш логистический центр, или если так можно сказать, распределительный комплекс, является общедоступной системой товаропроведения в отличие от корпоративных товаропроизводящих систем, которые имеют закрытый характер и создаются в интересах конкретной торговой организации. Мы предоставляем услуги и возможности любой организации, работающей в сфере агробизнеса.
– А почему в названии присутствует слово «производство»? Чем вы это объясните?– При строительстве центра логистики и производства мы учитывали тот факт, что в Мангистау развиваются сопутствующие отрасли – фермерство, животноводство, тепличные хозяйства. К примеру, «Азерсун холдинг» заинтересован в развитии системы тепличного хозяйства и переработки в Западном Казахстане. Как вы знаете, группа компаний «Азерсун холдинг» занимается производством: чайной и консервной продукции – варенья, компоты, соленья и других видов овощных консервов; масложировой продукции – оливковое масло, топленое, кукурузное, подсолнечное; бумажных изделий и другой продукции. Данную продукцию мы тоже рассчитываем поставлять в Казахстан, но, в то же время, есть планы наладить здесь перерабатывающие производства.
– Вы говорили о том, что центр логистики оснащен самым современным оборудованием. А кто же на нем будет работать? Сколько казахстанских работников получили рабочие места?
– Да, действительно, оборудование самое современное и дорогостоящее. На нем могут работать только высококлассные специалисты. Но так как привлечь к работе иностранных специалистов это очень дорогое удовольствие, то мы решили готовить для себя кадры. В этой связи наладили сотрудничество с колледжами, где готовят специалистов соответствующих нашей деятельности. К примеру, уже по нашему заказу подготовлены операторы для работы с компрессорами, специалисты по работе на электрокаре, посредством которого на высоту до 12 метров поднимается груз тяжестью в 1,5 тонны. Сейчас соотношение специалистов 20 на 80 – это казахстанские кадры.
– Большое спасибо за подробный рассказ. Удачи, и свершения задуманного.
P.S. По моему мнению, создание специальных экономических зон представляет собой новый шаг в реализации политики по дальнейшей оптимизации регионального развития и размещения высокоэффективных производств, ориентированных на внешние рынки, внедрению современных систем логистики и транспортной инфраструктуры. Важнейшей составляющей благоприятного инвестиционного климата для этих зон является состояние деловой среды, созданной в стране, в том числе в Мангистауской области.