Казахстан за годы Независимости может похвастаться и развитием отечественного кораблестроения. 25 лет назад в молодом государстве зародилась совершено новая отрасль для страны – военное кораблестроение. Основную нишу по производству кораблей взял на себя тогда уральский завод «Зенит». Сегодня благодаря постоянной модернизации производства и поддержки со стороны государства военный флот страны на 100 процентов обеспечен отечественными судами.
Со следующего года на предприятии начнут собирать корабли водоизмещением до 700 тонн. И это не предел. В планах на перспективу развитие и гражданского судостроения. Это плавательные средства для освоения Каспийского шельфа – буксиры, вахтовые, пожарные суда и суда доставки. О том, какой путь проделала кораблестроительная отрасль Казахстан, узнали наши корреспонденты.
В цехах Уральского завода «Зенит» 25 лет назад зарождалась совершенно новая для страны отрасль – военное кораблестроение. Пожалуй, только зенитовцы могли с этим справиться. Ведь в прошлом машиностроительный завод имени Ворошилова был эвакуирован в Уральск из блокадного Ленинграда в далеком 1941 году. Производили оружие для фронта, снаряды для авиационных пушек, мины, здесь изобрели знаменитую бесследную электрическую торпеду. Спустя полвека в 91-м военные заказы прекратились. Тогда и пришлось осваивать новое производство.
– При разделе флота, который произошёл на Каспии, у Казахстана не оказалось кораблей. А протяженность морских границ составила 1800 километров. И поэтому мы, тогда оценив ситуацию, предложили нашему Правительству, нашему заказчику начать производство катеров и кораблей. Конечно, очень много было людей, которые не верили в эту затею, потому что далеко от воды – 3 километра, а море от нас – за 500 километров. Но, тем не менее, благодаря такой сплоченности, самоотверженности, а самое главное – профессионализму заводчан – мы сумели начать новое дело, – поделился воспоминаниями генеральный директор уральского завода «Зенит» Вячеслав Валиев.
Идею о развитии отечественного кораблестроения поддержал Глава государства Нурсултан Назарбаев. Он лично прибыл на завод, чтобы убедиться в готовности предприятия производить такую технически сложную продукцию. Сразу же была разработана кораблестроительная программа. На заводе построили новые корпуса, стапели для стыковки блоков кораблей. Закупили современное сварочное оборудование, средства малой механизации, подъема и другие установки. Первым детищем заводчан стал прибрежный катер водоизмещением всего 13 тонн.
– Мы закупили полное программное обеспечение. Первый катер, его пласт мы делали в натуральную величину, вручную. Сейчас все это у нас автоматизировано. На компьютерах мы делаем все чертежи, эскизы, заготовки. Конечно, за этот период произошел резкий скачок в подготовке, оснащении предприятия, – рассказывает Вячеслав Валиев.
За 25 лет на воду зенитовцы спустили 25 единиц боевых катеров и кораблей. Здесь налажено серийное производство катеров проектов «Сұңкар», «Бүркіт», корабля проекта «Барс», быстроходных и патрульных катеров, ракетно-артиллерийских кораблей водоизмещением 250 тонн. Все они несут службу по охране государственных границ на Каспии.
– Я горжусь тем, что работаю на этом заводе. На спуск корабля мы идем всей семьей. Для нас это праздник. Смотришь новости и случайно видишь корабль, в создании которого ты принимал участие, и который сейчас служит нашему государству и делает какие-то полезные вещи. К примеру, благодаря морским судам задерживаются браконьеры, нарушители морской границы Казахстана. Это же очень приятно, – поделился впечатлениями слесарь уральского завода «Зенит» Андрей Максимчев.
Сегодня эти корабли бороздят просторы Каспия и с честью выполняют поставленные задачи. Сотни нарушителей задержаны за годы
независимости.
– Государство, которое может позволить себе построить флот, – это говорит о его мощи и силе. Это конечно благодаря решению нашего Президента, Верховного Главнокомандующего. В 1998 году к нам поступили первые корабли проекта «Бүркіт». На сегодняшний день таких кораблей у нас 7 единиц. Это первые ласточки завода «Зенит». В программе дальнейшего развития были реализованы проекты кораблей «Барс». Это корабли большого водоизмещения. Их задача – охранять границы на дальних подступах, потому что по своим тактико-техническим характеристикам эти корабли могут уходить в морское плавание на 10 суток и больше. Конечно, нарушители границ есть и сейчас, но их стал гораздо меньше. К примеру, браконьеры уже знают наши возможности и боятся нарушать морские границы. Ведь нам по закону можно применять оружие и в нашей практике даже были случаи с летальным исходом. Сегодня от нас уйти уже невозможно, – рассказал начальник регионального управления береговой охраны пограничной службы КНБ РК Кыдыржан Муканов.
Суда, которые строятся в Казахстане сегодня, безусловно, на голову выше тех, что создавались четверть века назад. На современных кораблях, к примеру, установлены системы автоматизированного, дистанционного управления вооружением. И если раньше оружием нужно было управлять только вручную, то сейчас достаточно нажать нужную кнопку, чтобы противник был полностью уничтожен.
– Корабли сейчас более устойчивые, ходовые качества усовершенствованы. Помимо того, что управлять сейчас можно всем вооружением с помощью джойстика, появились еще и приборы ночного видения. То есть теперь, даже в полной темноте, мы можем легко находить и поражать цель, – рассказывает командир пограничного корабля «Қарағанды» Жанибек Телев.
Благодаря новым достижениям в сфере кораблестроения сегодня морские пограничники могут бороться еще и с подводными диверсантами. И с помощью одного только звука обнаруживать и оглушать противника под водой.