Материнство как закон жизни, являясь общечеловеческим образом и моделью высочайшей жизнесоздающей и жизнеутверждающей абстракции, как мировая ценность несет в себе образ Мира и, главное, обоснование глубинных, этноментальных приоритетов развития цивилизации.
Общечеловечески материнство являет собою этническую, национальную, биологическую и социальную систему «мать-ребенок». В этом смысловом контексте «мать» - носитель содержания системы, включающей законы, закономерности, обуславливающие как содержание и формы, так и методы функционирования самой системы человеческой жизни.
Этот научно обоснованный вывод является основанием понимания необходимости считать закон материнства приоритетом развития идеологии, экономики и политики современного Казахстана.
Актуальность и мировое значение этого жизнеспасительного понимания связаны с вызовом человеческой цивилизации, заключенным в разрушительных тенденциях 20 и начала 21 в. Отмечая выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, развитии современного человекознания, и прошлый и наступивший век принесли катастрофические по своим последствиям разрушительные войны, тоталитаризм и фашизм, межнациональную и религиозную нетерпимость, реальную опасность ядерного взаимоуничтожения, международный терроризм как результат деформации этнокультурных, нравственных идеалов и цивилизационных ценностей развития человечества.
В этих условиях материнство как закон жизни, женщина-мать как хранительница мировых, общенациональных духовных ценностей может стать проводником гармонического единения, всеобщего духовного примирения как основного молитвенного стремления матерей мира возвратить человеку понимание изначального смысла жизни без войн и насилия.
Символичен в этом смысле образ белого платка в руках матери-казашки,способный умиротворить враждующих и прекратить распри и братоубийственные войны. Символизм как миропонимание и миропамять, как никогда, актуален в современной истории Казахстана.
И это напрямую связано с тем, что диалектичность самосознания народа в этноисторическом контексте прошла сложный путь от мифолого-фантастического осмысления мира к принятию законов реального бытия и ответственности за все человечество. Подтверждением этому является то, что этнопсихологическое своеобразие сознания народов изначально подпитывалось содержанием мифов. О величайшей жертвенности и смирении материнства. О неразрывном единстве Материнства и Отечества свидетельствуют лунарные мифы, где Солнце – мать, Месяц - отец. Согласно этим мифам Солнце-мать до сих пор,исходя из материнской любви к своим детям-планетам, ежемесячно из века в век возвращает своим детям отца, полюбившего женщину Земли. При этом Солнце , восстанавливая его любовь к детям-планетам, ежедневно ловит светлых птиц и их душами наполняет душуМесяца-отца.
Смысл жизнеутверждающего символизма в этносознании заключается в том, что покорность и смирение материнства, его жертвенность исторически обусловены.
Женщина-мать, этноисторически призванная умиротворять враждующих, в современных условиях жизни, защищая жизнь своих детей, принуждена отстаивать свои права быть миротворящей, изменяя формы миротворения.
Современная история нашей жизни породила , к сожалению, ужасающие понятия: женщина-шахидка, мать-отказница. Дети-сироты…
Проблема материнства и женщины-матери в государственной политике не нова.
Просветители 19 века исходили из того, что подготовка женщины к материнству имеет не только семейное значение, но и «… еще огромное значение в народной жизни, что через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь».
Этот общепедагогический вывод обоснован тем, что человек формируется в первые годы жизни.И то, познанное содержание жизни,что становится основой его развития,образуют вторую природу челвека под икслючительным влиянием матери.При этом следует особо подчеркнуть тот факт научного психолого-педагогического знания, что в содержание жизни человека в детские годы проникает то, что прежде был содержанием жизни матери. Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что все, усвоенное человеком во взрослой жизни, «никогда уже не имеет той глубины, какой отличается все, усвоенное в детские годы».
При этом, подчеркивая величайшее просвещенческое значение материнской школы, он особо подчеркивал то, что женщина-мать является содержательно связующим звеном между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, и содержанием жизни этноса своего народа – с другой,ретранслируя это в содержание образования детей. Из этой мысли, по мнению К.Д.Ушинского,вытекает объективная необходимость полного всестороннего образования женщины не только для семейного обихода, но и для высокой цели – приобщения своего народа к достижениям науки,искусства, к экономическим и нравственно-политическим знаниям.
В работе «Мысли о воспитании» великий мыслитель,писатель, педагог Л.Н.Толстой подчеркивал, что воздействовать на сердца детей можно только личной гипнотизацией и заразительного примера собственной жизни.И потому все или 0,999 образования вступающего в жизнь человека основывается на примере совершенствования собственной жизни матери и отца, пронизанной любовью.
Материнская любовь – это тот общий центр, то средоточие, которое оживляет все чувства, это положительная неизменная основа, от которой проистекает развитие творческих способностей детей, считал великий русский педагог П.Ф.Каптерев, исходя из этнотрадиции приоритета матери в образовании детей. При этом он считал женщину-мать выразительницей национальных образовательно-воспитательных ценностей и идеалов, формирующей у ребенка систему отношений к миру, обществу и самому себе, принятую у своего народа. Он особо подчеркивал значение народного идеала в образовании детей и собственно образовании матери. Источниками возникновения и формирования народных идеалов он считал: народный язык,религию, народную историю,семью,быт,общественно-политическое устройство.
Язык матери как оболочка ее мыслей является главным элементом в образовании в силу того, что посредством языка происходит формирование ума и чувств детей по народному типу: «усвоение народного языка есть усвоение народной души,духовное приобщение себя к тому великому целому, которое называется известным народом и говорит на известном языке; усвоить народный язык – значить усвоить и народную культуру, приобретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления...» »
Наряду с этим П. Ф. Каптерев подчеркивал настоятельную необходимость сделать мать проводником основополагающих идей православия, которое сыграло важную роль в истории становления и развития русского народа.
Он считал, что «…единство веры есть одна из могущественнейших связей народности: в народной вере отдельная личность сливается с народной душой в ее стремлении к идеальному миру»
К сожалению, на рубеже XIX – начала XX в. Казахстан вступил в период социальных катаклизмов, что не способствовало развитию идей великих просветителей Казахстана об образовании женщины-матери.
Произошло и еще более трагичное: женщину-мать сняли со святого пьедестала – Иконы, забыв о том, что народ, молившийся перед иконою, доверял иконописному образу матери самое сокровенное.
Он вверял святому образу матери содержание своей жизни и собственную душу, поверял иконе свои страхи и надежды, скорби и радости, мечты и страдания и все то, что всегда было присуще русскому народу, который исторически признан как «...самый смиренный и есть ... великий, самый могущественный, единственый призванный» »
Верность материнству и вера в него и есть та духовная атмосфера, которая делает возможным рождение в человеке человеческого, обретение ответственности за судьбу собственно Матери и Матери-Родины.
В этом контексте этноисторического знания важно отметить, что, даже отрицая это содержание знания, мы опираемся на него в своем осмыслении жизни,в своем миропонимании и поиске смысла жизни.
Непонимание того, что материнство – великая творчески -созидательная,таинственная, мистическая и этнонесущая сила, народная душа мира и всего, что его наполняет, светом освещающая все существующее, любовью согревающая все живущее, мудростью награждающая все прогрессирующее, привело еще к большим страданиям великий русский народ и все народы великой страны.
История развития человечества имеет примеры того, когда оно создавало блестящие эпохи и развивало высокие цивилизации лишь там и тогда, когда женщина принимала деятельное участие в управлении народом и строительстве государства.Нискоьлько не умаляя значение Отечества как мужского – физического и интеллектуального – начала в цивилизованном развитии, следует отметить особое значение Материнства в этом процессе как духовно-интуитивногоначала. Едиство Материнства и Отечества является созидательной силой мирозданья. Но то, что мужчины в современном мире отняли у женщины –матери право распоряжаться судьбой рожденных ею детей, привело к жесточайшему отчуждению, отчаянию и бессилию повлиять на процесс осуществления элементарной социальной справедливости: решающим голосом был голос женщины-материв решении судьбы рожденных ею детей.
Исходя из того, что женщина-мать есть душа народа, что какова женщина, таков и народ, следует понимать непреложный закон жизни: унизив женщину-мать, забыв о том, что только в ней творится величайшее чудо – рождение человеческой жизни, общество убило свою душу,унизило свой народ. И, основываясь на этом понимании, государство должно признать Материнство главным законом своей жизни, верховной ценностью,предоставив женщине-матери возможность свободно проявлять лучшие качества своей души: любовь, сострадание, миролюбие, которые влияли бы на законодательство, дипломатию и социально-экономическую политику современного Казахстана.
Женщина – как творец новой жизни, прародительница рода, как муза для сотворчества с мужчиной, как канал соединения с энергоинформационным полем – это разный уровень материнства и зависит он от уровня развития сознания женщины и ее жизненных ценностей.
Счастье материнства зависит от того, на каком уровне развития находится женщина, какой уровень задач она решает, и какой уровень личностного роста она проходит. Одна женщина счастлива от того, что дом – уютное и обеспеченное гнездышко, в котором звучат веселые колокольчики детских голосов. Другой – этого мало, и в ее пространстве кипит учебно-воспитательная работа по освоению какого-либо вида деятельности в сотворчестве со своим ребенком. Третья занимается своим личностным ростом и счастлива от успешной самореализации выросших детей, которых она продолжает сопровождать своею мудростью. Четвертая… Вариантов счастья материнства множество, все зависит от жизненных ценностей каждой.
Рождение ребенка, пожалуй, самое большое счастье в жизни женщины. Когда это чувство разделяет любимый человек, то это счастье вдвойне. А если нет рядом того мужчины, который мог бы поддерживать женщину, принимать участие в воспитании своего же малыша? Согласно последним данным, в Казахстане вне брака рождаются более 20% детей. Причины этого явления – самые разные. Не спешите осуждать: как правило, за каждой цифрой из общей статистики стоит история отдельной женщины, силе духа которой можно только позавидовать.
С появлением ребенка наша жизнь кардинально меняется. И если раньше мы могли растрачивать драгоценное время, то сейчас дорога каждая минута.
На плечи любой мамы взваливается много новых хлопот, не исключены при этом и старые – учебные, рабочие и хозяйственные. Однако матери-одиночке приходится справляться с этим самостоятельно, не надеясь ни на кого. И если бы волновали только эти проблемы! Добавьте к ним общественное осуждение и непонимание, отсутствие помощи, дефицит государственных детских садов и небольшое пособие по уходу за ребенком. Недаром говорят, что многое, если не все, познается в сравнении. Положение и социальный статус матери-одиночки в европейских странах и в Казахстане заметно разнятся. Женщина с ребенком, не вышедшая замуж, беззащитна в экономическом плане и во многом надеется на помощь родных и государства. Как утверждают отечественные эксперты, социальная поддержка семей в Казахстане развивается поступательно. А значит, будут проводиться поправки, направленные на улучшение положения матерей, в том числе и одиночек.
Мать в любом возрасте остается матерью, но задачи ее на каждом уровне развития материнства – разные, т.к. на каждый этап развития человека Вселенной дается определенная космическая энергия. В связи с этим можно весь путь материнства условно разделить на 2 уровня:
1) уровень самостоятельности
2) уровень самодостаточности
Уровень самостоятельности предполагает воспитание ребенка родителями, в данном случае матерью, до переходного возраста. На данном этапе задача матери — дать необходимые навыки самостоятельности ребенку по его адаптации в мире. Начиная с первых самостоятельных шагов, ребенок учится самообслуживанию и самостоятельному освоению новых знаний, навыков, технологий.
Материнское счастье растет вместе с ее ребенком. Ведь «счастье» — это быть «с-частью» чего-либо или кого-либо, т.е. быть со-причастным ко всему, что происходит в жизни ребенка, быть частью его радостей и печалей. В первые годы мать — самый важный человек в жизни ее дитя. Ответственный момент на данном этапе состоит в том, что именно мать является личным практическим примером и вдохновительницей первых самостоятельных шагов малыша, первых юношеских чувств, первых отроческих достижений. Радость и счастье она получает от со-причастности к дошкольной и школьной жизни ее ребенка, его первых увлечений и хобби. В данном периоде материнства многое зависит от ее жизненных ценностей и от ее личностного роста. Ребенок учится быть самостоятельным, а женщина учится своим основам материнства. Чем младше ребенок, тем больше времени и усилий он требует от матери. Каждый проходит свой уровень самостоятельности: женщина УЧИТСЯ БЫТЬ МАТЕРЬЮ, а ребенок осваивает мир. Постепенно мать больше времени начинает посвящать своему личностному развитию, карьере, увеличивая степень свободы не только себе, но и своему ребенку. Как правило, этот этап заканчивается выпускными экзаменами общеобразовательной школы.
Счастье материнства, как жизненная ценность, формируется в результате глубокого осознания и осмысления задач женщины-матери на данном этапе. Если же у женщины-матери нет этого осознанного принятия материнства, и она пройдет не добросовестно и не качественно этот этап своего личностного роста, то сформируется искаженное счастье, которое потом превращается в НЕ-счастье, выраженное в духовном отчуждении своего дитя. В таком случае второй этап материнства – самодостаточности может для нее не наступить вообще никогда!
Председатель общественного объединения «Республиканский совет женщин» Нина Каюпова считает: «К 2030 году мы должны иметь 25 миллионов населения. И страна должна сделать всё для того, чтобы поддержать, прежде всего, женщину-мать».
Женщина-мать. Сегодня это фактически стало анахронизмом. Современная женщина это: красота и эффектность, предприимчивость и деловая хватка, умение постоять за себя. Сегодня женщины пришли во все мужские сферы, но позвольте, а кто же будет рожать детей? Не бездумно рожать, только ради воспроизводства себе подобных, а воспитывать, холить, лелеять, пестовать, создавать нового человека, уподобляясь Творцу. Ведь ребенок это чистый лист бумаги, что мы напишем на нем, то и будет.
Так где же то исконно женское качество – жертвенность, которое помогало нашим бабушкам сохранять семью при любых житейских непогодах и даже революционных бурях? Ведь материнство - это большая жертва, но это ведь и таинственное, великое и святое состояние. Кто будет спорить, что в руках женщины огромное влияние на все и добрые, и злые дела человечества. Но больше всего пользы оно может принести тогда, когда жизнь женщины сообразна с её назначением.
Сарсенбаева Б.И.
Батыргалиева С.М.