Мангистау — единственный регион, не имеющий ни рек, ни озер с пресной водой. Из-за нехватки пресной воды годами не решается проблема водоснабжения населения, которая стала очень актуальной. В социальных сетях распространяется информация о том, что из-за плохого качества питьевой воды каждый второй человек в Мангистау рискует стать пациентом онкодиспансера. Насколько правдива информация, волнующая всех? Какую воду мы пьем? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к руководителю Мангистауской областной инспекции геологии и недропользования Алмагуль КЕЛБЕТ.
— Алмагуль Салихоллакызы, скажите, откуда поступает вода, которую мы пьем? Ведь в Мангистау запасов воды и вправду не так много.
— Скрывать тут нечего, воды подземных источников на территории нашей области за исключением некоторых непригодны для употребления в качестве питьевой воды. Имеющейся воды не всегда хватает для нужд населения. Особенно в летние месяцы спрос на воду многократно возрастает. Если ТОО «МАЭК-Казатомпром» снабжает г. Актау и прилегающие населенные пункты опресненной морской водой, то остальные населенные пункты вынуждены пользоваться подземными источниками, воды которых требуют глубокой очистки, опреснения и обеззараживания. К их числу можно отнести такие источники подземной воды, как Сауыскан, Туйесу, Когез, Кетик и другие. Запасы вод вышеназванных подземных источников из года в год уменьшаются, а у некоторых, находящихся в прямой зависимости от атмосферных осадков — снега и дождя, наблюдается понижение уровня воды, особенно в летний период.
— Обеззараживается ли на достаточном уровне вода, которую мы пьем?
— Если учесть, что организм человека на 80% состоит из воды, то становится очевидным значение чистой воды для жизнедеятельности человека. Просматривается прямая связь между чистотой воды и здоровьем человека. Несмотря на определенные достижения в области снабжения питьевой водой путем ее опреснения посредством современных опреснительных установок, вопрос обеззараживания воды в нашей стране решен не на должном уровне. А в соседней России этот вопрос решен основательно. В результате многолетних научно-исследовательских работ разработаны новые технологии и на их основе созданы современные установки для обеззараживания воды. Раньше обеззараживание хозяйственно-питьевой воды осуществлялось путем добавления в воду жидкого хлора, что имело ряд существенных недостатков. В последние годы вместо хлорирования воды стали применять гипохлорит натрия, который назвали переходом на «новые технологии». По мнению ученых, гипохлорит натрия — это тот же хлор, но меньшей активности.
Например, химический состав воды, подающейся по пластиковым трубам с месторождения Кетик в г. Форт-Шевченко и сёла Аташ и Баутино, не позволяет употреблять ее в качестве питьевой воды на постоянной основе. Минерализация воды составляет 1,5 г/л, и она в основном сульфатно-хлоридная и хлориднонатриевая. Долго- временное употребление такой воды приводит к накоплению в организме солей и болезням суставов и почек.
В опреснительной и обеззараживающей установке «Бұлақ» в г. Форт-Шевченко применяется жидкий хлор. При транспортировке и использовании жидкого хлора очень строго должны быть соблюдены правила техники безопасности. Возможные ошибки по вине персонала могут привести к непоправимым последствиям.
По результатам исследований было установлено, что гипохлорит натрия, являющийся солью хлорной кислоты и гидроксида натрия, по сравнению с жидким хлором имеет значительно меньшую активность против микробов.
Хотелось бы напомнить тем, кто занимается обеззараживанием воды гипохлоритом натрия, что вместе с гипохлоритом в воду в большом количестве поступают балластные электролиты — соли и щелочи. Они ускоряют коррозию и отложение минеральных осадков на внутренней стенке труб.
Несомненно, при применении гипохлорита повышение минерализации воды, хотя бы на небольшую величину, наносит вред организму человека и окружающей среде.
В последние годы в странах дальнего зарубежья проводились научные исследования с целью изучения воздействия на организм человека и на окружающую среду хлорамина в составе питьевой и сточной воды. Были опубликованы многочисленные статьи о вреде хлорамина как сильно действующего аллергена. Если у гипохлорита натрия эффективность против микробов в 300 раз меньше по сравнению с хлором, то такое же соотношение между хлорамином и гипохлоритом.
Некоторые говорят о безвредности для организма человека обеззараживания воды ультрафиолетовыми лучами вместо ядовитого хлора. С этим можно согласиться, если употреблять воду сразу после обработки ультрафиолетом. Однако если учесть, что обеззараженная таким образом вода доставляется до потребителя по кишащему микробами многокилометровому трубопроводу, то ошибочность такого мнения становится ясной.
Невозможно уничтожить микробы в трубах никаким ультрафиолетом. Срок годности обеззараженной озоном и ультрафиолетом воды невелик, поэтому во многих странах обеззараживание воды производится путем хлорирования. Во времена СССР широко применялся обеззараживание путем хлорирования. А гипохлорит для применения был рекомендован только на небольших станциях водоподготовки. При транспортировке, хранении хлора особое внимание уделялось мерам безопасности, потому что хлор очень ядовитый газ. В случае утечки хлора последствия могут быть непредсказуемыми. Как бы там ни было, замена хлора на гипохлорит натрия, характеризующегося низкой активностью, может ухудшить и без того плохую эпидемиологическую и экологическую обстановку, а также состояние водопроводной сети.
В условиях изношенности водопроводных сетей обеззараживание воды мембранной технологией, озонированием или ультрафиолетом не даст желаемого эффекта. Потому что пока вода дойдет до потребителя по трубам, она опять загрязнится. Поэтому надо предложить потребителям недорогие высокоэффективные технологии по подготовке воды.
Продолжение читайте в газете Огни Мангистау №№ 34-35 (12542-12543)