Для чего перепись нужна государству? С таким вопросом мы обратились к заместителю руководителя департамента статистики Мангистауской области Алтыншаш Исламовой.
Перепись населения — это мероприятие государственной важности. Она является своеобразным «моментальным снимком» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странахона проводится приблизительно раз в десять лет. Перепись позволяет узнать точную численность населения страны, сведения о его составе и об условиях жизни. Однако важны не голые цифры, а та аналитика, которая затем на их основе может быть сделана. Для этого результаты переписи собирают в базы данных. По итогам их анализа можно будет судить о «качестве населения» не только страны в целом, но и в разных категориях и регионах. Перепись дает возможность оценить динамику изменений важных демографических, социальных и экономических показателей за время, прошедшее с момента предыдущей переписи. Эта информация служит основой для прогнозирования численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы. И, как следствие, ляжет в основу долгосрочного бюджетного планирования. Иначе говоря, перепись – это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования. Более того, участие в переписи дает людям шанс влиять на политику государства.
Зачем это нужно мне лично?
Каждый гражданин, который участвует в переписи, сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Информация о возрасте позволит спрогнозировать, когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы формировать бюджеты пенсионного фонда. Данные переписи дают возможность формировать социальные программы, направленные на поддержку семей, планировать строительства поликлиник, детских садов и объемов жилищного строительства в целом.
Таким образом, то самое «гражданское общество» может показать себя именно во время переписи. И не просто показать, а даже поучаствовать в социально-экономической политике государства.
– Как идет подготовка к переписи 2019 года?
– В подготовительный к переписи период осуществляется большой перечень работ, включающий правовое, организационное, методологическое, программно-технологическое обеспечение, мероприятия по найму и подготовке переписного персонала и массово-разъяснительной работе. Разработаны и дорабатываются с учетом проведения пилотной переписи методологические материалы и инструментарий переписи. Переписные листы:
• 1-ПП «Список проживающих и (или) пребывающих»
• 2-Ж «Жилищные условия»;
• 3-И «Индивидуальный»;
• 4-В «Временно, менее 12 месяцев, находящиеся на территории Республики Казахстан» (иностранные граждане; лица без гражданства; граждане Республики Казахстан, на постоянной основе проживающие за рубежом);
• вспомогательные бланки и формы для отчетности переписного персонала;
• для пилотной переписи разработан дизайн и создан специализированный сайт www.sanaq.gov.kz с разделом для онлайн переписи, который в настоящее время дорабатывается и усовершенствуется для национальной переписи населения 2019 года;
• в регионах начата комплектация внештатных отделов переписи, которые будут проводить подготовку к предстоящей переписи.
– На нашей прошлой встрече вы говорили, что были реализованы пилотные проекты в двух областях, каковы их результаты?
– В соответствии с правилами переписи и правилами проведения пилотной переписи населения, утвержденными приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2018 года № 121, в период с 1 по 30 апреля 2018 года в Бурабайском районе Акмолинской области и Аягозском районе Восточно-Казахстанской области была проведена пилотная перепись. По ее итогам апробированы организационные вопросы проведения переписи населения; протестированы разработанные методы сбора сведений посредством сети Интернет в онлайн режиме и планшетов, испытаны переписные инструментарии, апробирована программа по обработке данных и формированию полученных итогов.
– Интересно узнать о том, какие же вопросы будут включены в анкетирование?
– Наряду с традиционными показателями в переписные листы переписи 2018 года включены новые вопросы, рекомендованные статкомиссией ООН, Евростатом, ЕЭК ООН, статкомитетом СНГ, такие как:
а) местонахождение респондента в момент счета населения;
б) ограничение жизнедеятельности (трудности со зрением, слухом, при ходьбе, с памятью и/или с концентрацией внимания);
в) страна, из которой прибыл временно проживающий на территории РК;
г) цель приезда;
Расширены некоторые вопросы путем включения дополнительных вопросов по:
а) миграции – о планировании выезда за пределы Республики Казахстан, основные причины и сроки;
б) брачному состоянию – о вступлении в нынешний (или повторный) брак;
в) занятости – о причинах временной незанятости, периодичности возвращения с работы на место постоянного жительства;
г) рождаемости – о родившихся детях и датах рождения первого и последнего ребенка.
– Сколько интервьюеров будут проводить анкетирование?
– Непосредственно в период основной переписи будут привлекаться: временной переписной персонал – 142 инструктора-контролера, 106 – интервьюеров на 1-ом этапе, 847 – интервьюеров на 2-м этапе.
– На протяжение какого времени будет проводиться перепись?
– Первый этап (предварительный обход) запланирован за полгода. Интервьюеры будут обходить свои участки в течение месяца, собирать данные по списку жилищ, зданий и нежилых помещений и количестве проживающих, на основании которых затем проведено районирование, т.е. деление на инструкторские и счетные участки.
Второй этап запланирован на ноябрь 2019 года. С 1 по 15 ноября онлайн опрос через специализированный сайт www.sanaq.gov.kz с разделом для онлайн переписи и одновременно с 1 по 30 ноября – сплошной опрос населения посредством планшетов.
– Будут ли анкетироваться несовершеннолетние граждане РК?
– Перепись проходят постоянно проживающие в стране респонденты, входящие в состав домашнего хозяйства, включая временно отсутствующих и временно проживающих и (или) пребывающих. А также иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Республики Казахстан, на постоянной основе проживающие за рубежом. За временно отсутствующих в пределах переписываемого домашнего хозяйства, несовершеннолетних, недееспособных респондентов, переписные листы заполняют другие совершеннолетние респонденты, опекуны или попечители этих респондентов.
– Будут ли применяться цифровые технологии, и каким образом?
– В отличие от предыдущих переписей, проведенных в стране полностью на бумажных носителях, с использованием считывающих устройств (сканеров), перепись населения будет проведена традиционным методом с использованием технологических инноваций, в частности посредством сети Интернет и портативно-вычислительных устройств (планшетный компьютер). Также, для исключения дублирования информации и актуализации информационных баз данных в переписной лист включается индивидуальный идентификационный номер (ИИН) респондента. При интернет-опросе респонденты самостоятельно заполняют переписные листы в электронном виде на специализированном сайте «sanaq.gov.kz». В онлайн-режиме респондент проходит процедуру регистрации, с определением его статуса и идентификации посредством данных, удостоверяющих личность, номера мобильного телефона и адреса электронной почты. После завершения интернет- опроса респондент получает уведомление о прохождении переписи на указанные при регистрации электронную почту и мобильный телефон. Респонденты, прошедшие перепись в онлайн режиме, при проведении сплошного опроса на планшетах вторично не опрашиваются. По окончании проведения сбора сведений о населении, данные поступят на сервер в электронном виде в РГП «Информационно-вычислительный центр» Комитета по статистике МНЭ РК. Далее будет обработка переписных листов, которая пройдет в два этапа: I этап – первичная обработка данных по соответствующим территориям и устранение дублирующих записей, верификация и корректировка данных путем форматно-логического контроля; II этап – создание информационного ресурса переписи – сводной базы данных переписи с распределением по территориям, по которой в дальнейшем сформируются выходные таблицы.
– Когда проводилась последняя перепись населения? С какими проблемами сталкивались интервьюеры, проводившие анкетирование последний раз?
– Последняя перепись проводилась в 2009 году. При проведении Национальной переписи 2009 года для сбора данных применялся традиционный метод. Интервьюеры во время обхода заполняли сведения респондентов вручную в бумажные бланки. Требованием к заполнению бланков являлось обязательное заполнение печатными буквами. После проведения обхода все бланки сканировались, также проводилась работа по проверке ФЛК и выявлению дублей уже на данных по всей стране. Однако данный способ вызвал ряд трудностей. Например, как низкое качество заполненных бланков. Несмотря на установленные требования к заполнению, качество данных было не на должном уровне, то есть буквы и цифры написаны неразборчиво, прописными. Вследствие чего возникали сложности при распознавании данных. Что привело к дополнительному ручному вводу данных операторами. Следующее, это верификация данных. В процессе верификации данные подлежали проверке на соответствие заложенным арифметическим и логическим контролям. В связи с тем, что данные вводились с заполненных ранее бланков, выявлялось множество ошибок ФЛК, которые требовали уточнения от респондентов. Также наблюдалось отсутствие возможности сверки данных на предмет дублирования респондентов. В связи с тем, что не использовались ИИН респондентов. Все эти проблемы прямым образом повлияли на качество данных и потребовали дополнительного времени и средств для формирования достоверной статистической информации по результатам переписи населения. Таким образом, принимая во внимание опыт проведения прошлой Национальной переписи населения, уже имеющуюся информационную инфраструктуру комитета и некоторый опыт автоматизации процессов, предложено максимально использовать современные технологии при ее проведении.
– У людей возникнет резонный вопрос: «А каким образом обеспечивается информационная безопасность доступа к информации о гражданах?» Что вы скажете на это?
– Все информационные системы комитета перед вводом в промышленную эксплуатацию проходят процедуры испытания и аттестации на соответствие стандартам информационной безопасности, принятым в Республике Казахстан. На сегодняшний день базы данных первичной статистической информации защищаются как аппаратными, так и программными средствами защиты. Доступ к просмотру и редактированию данных предоставляется исключительно авторизованным пользователям системы защиты.
– Каким образом перепись населения проводится в других странах?
– К концу 2011 года в рамках Всемирной программы переписи населения и жилищного фонда 2010 года из 56 стран провели перепись населения 52 страны. В Эстонии, США, Беларуси, Российской Федерации и Литве провели перепись населения 2010 года с использованием новых информационных технологий. Например, в Эстонии новые технологии были применены на всех этапах переписи 2011 года: подготовка, перепись (ноутбуки с GPS, примененные для интервью). В США использовали в переписи 2010 года мобильные устройства. В Республике Беларусь использовали геоинформационную технологию, пилотную перепись провели с использованием планшетов. В Российской Федерации микропереписи населения 2015 года была проведена и использованием сети интернет и планшетных компьютеров, а в октябре текущего года на первом Всероссийском этапе пробной переписи, которая началась 1 октября, планируют проводить с использованием планшетов. В Литве использовали ГИС-приложение в распространении данных переписи.
– В стране существуют органы юстиции, регистрирующие рождение и смерть, компетентный орган, занимающийся пропиской и регистрацией и много других административных органов. Неужели они не в состоянии сделать «моментальный снимок» населения?
– Пока только перепись может рассказать о населении все и более точно. К примеру, ЗАГС осуществляет регистрацию демографических событий. Это рождение человека, смерть, заключение и расторжение брака. Но оценку численности населения они не ведут. К тому же перепись дает не только общую численность, но и другие важные сведения о населении страны (о владении языками, национальном составе и образовательном уровне). Информация о сочетание данных по численности, структуре и распределении населения по территории с его социально-экономическими характеристиками также может быть получена только в результате переписи. Такую информацию невозможно почерпнуть из баз данных, имеющихся в распоряжении местных администраций, органов жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, образования и здравоохранения.
– Большое вам спасибо за обстоятельную и подробную информацию.
P.S.: Поблагодарив журналистов за совместную работу по подготовке информации для населения о предстоящей переписи населения в 2019 году, заместитель руководителя департамента статистики попросила довести посредством СМИ информацию о том, что статистические отчеты можно сдавать также, как и налоговую в онлайн-режиме, используя ЭЦП, не создавая очереди.