Школа-гимназия №19 города Актау стала новатором в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2022-2023 учебном году педагогический коллектив, возглавляемый директором школы Мадиной Мұратбайқызы Абдиевой, принял решение внедрить новые методы в процесс взаимодействия с детьми - помочь им в социализации, сформировать новые навыки межкультурной коммуникации с обществом, вовлечь их в школьную жизнь, пробудить их познавательные способности и творческий потенциал. Был заключен трёхсторонний меморандум между школой, факультетом педагогики Yessenov University и ОО «Мангистауская школа женского лидерства». Проект прошел апробацию в течение одного учебного года, передает сайт mangystaumedia.kz.
На сегодняшний день в школе обучается 3500 детей, из них 22 школьника с особыми образовательными потребностями. В проекте «Каждый человек - звезда» задействованы не только дети с особенными потребностями, но и все учащиеся школы, их родители.
«Наша главная задача – не создавать вокруг детей обособленный мир, не отделять их от социума, а помочь им реализовать свой потенциал, подготовить к взаимодействию с обществом, дать навыки и компетенции, которые пригодятся им в будущем», - говорят инициаторы проекта.
Каждая из пяти недель проекта посвящена творческим конкурсам, познавательным и интеллектуальным играм, благотворительным и волонтерским мероприятиям. Так, в рамках акции «Жасыл Аймак мекені» ребята участвуют в посадке цветов и деревьев, таким образом, познавая окружающий мир через уход за зелеными насаждениями. Педагоги преследуют здесь задачу - развить мультикультурную, духовно-нравственную и экологическую культуру личности через участие в благотворительной акции, навыков межличностного общения посредством волонтерского движения.
Познавать мир дети учатся и через искусство. К примеру, ученик 9 класса Сапар Кузенов является отличником по всем предметам, но основная его страсть и призвание – это живопись. Под руководством учителя он изучает разные техники и оттачивает их до совершенства. Как говорит сам подросток, рисовать он может везде и всегда. Увлекаясь, он иногда, не замечает, как проходит время. Для него искусство – это возможность показать мир его глазами.
- Я еще учусь, могу рисовать карандашом, углем, акриловыми красками, гуашью. Мне нравится передавать красоту окружающего нас мира через цвета и оттенки, и мне жаль, что пока моего мастерства не хватает для этого. Меня интересуют разные направления искусства. Хочу поступить в университет и изучить скульптуру, лепку. В будущем, я хочу помогать и другим детям, научить их рисовать, - говорит Сапар.
Помимо творческих способностей, у школьников развивают физические навыки. Для пятиклассников проводится конкурс национальных игр на станциях. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана программа ритмических игр с Адаптивной физической культурой. Здесь уже используются методы нейровизуализации и игры на развитие памяти.
- С помощью этих упражнений мозг ребенка расслабляется и развивается, улучшается его функционирование, развивается мелкая и крупная моторика, что помогает быстрее усваивать информацию, облегчает процессы чтения и письма, повышает работоспособность мозга. Отдельно мы работаем и с родителями учеников. Этому посвящен один день проекта. Он так и называется «Special ARTDAY». Посредством техники самопознания «Мандала-терапии» мы помогаем взрослым проработать внутренние установки, принять детей с особыми образовательными потребностями, наладить связь внутри семьи, - рассказывает Раушан Екизбаева.
В игровой форме детей обучают финансовой грамотности и бизнес-навыкам, помогая им расширить понимание ребенка с раннего возраста таких понятий как бюджет семьи, экономия средств, этапы реализации Startup-проекта в зависимости от творческого потенциала детей. С младшего возраста учеников приобщают и к трудовым навыкам. Как считают педагоги, это помогает ребятам научиться организации времени, поиску информацию, выступлению на публике, совершенствовать коммуникативные навыки и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Все эти навыки помогут детям в будущем построить успешную карьеру, не ограничиваясь лишь одной сферой, быть гибче.
В школе есть кабинет психолого-педагогической поддержки учащихся, где можно получить психологическую, дефектологическую, логопедическую помощь. В планах открытие кабинетов Монтессори и АФК.
Социальный проект уже доказал свою эффективность. За прошедший учебный год ученики заняли призовые места на республиканских конкурсах. К примеру, Серик Али, Омирзак Медина были награждены дипломами I и III степени в номинации «Золотые руки» на республиканском конкурсе «Творчество без границ». По конкурса стихов собственного сочинения «Без границ - мир глазами детей» Лесбай Исмат был награжден призовым сертификатом. На конкурсе сценических постановок «В стране сказок» ученик 1 класса Мирамхан Нартай отличился актерским мастерством в роли репки и занял I место. На чемпионате «Babyskills» Батербай Гульсезим завоевала звание «Лучший специалист» в компетенции 3D-дизайнера.
- Увидев вовлеченность учащихся, мы решили масштабировать проект. Хотя он рассчитан до конца учебного года, его продолжением станет летний лагерь при школе. Рассчитан он на всех школьников, в приоритете, конечно, привлечение детей с особыми образовательными потребностями, раскрытие их потенциала. Для ребенка важно привычное окружение . Мы надеемся, что этот проект даст хорошие результаты, - отметила директор школы-лицея №19 города Актау Мадина Мұратбайқызы Абдиева.
Сейчас коллектив школы-лицея №19 рассматривает возможность пригласить к участию в работе летнего лагеря не только учащихся образовательного заведения, но и других детей и их родителей.