Возле села Жынгылды в траншее зарыли захоронения IV-V веков, передает mangystaumedia.kz.
Все началось в 2019 году, когда к селу Жынгылды протягивали водопровод. В траншее, которую рыли рабочие, нашли человеческие кости. Осмотреть траншею пригласили археологов. Они вскрыли одно захоронение, всего их насчитали восемь.
«Я написал докладную записку о том, что необходимо срочно проводить аварийно-спасательные археологические работы. Были выделены средства из бюджета, и тогда мы выкопали захоронения, которые по найденным там вещам были датированы IV-V веками. На основе этих исследований был составлен научный отчет, его мы передали в областной историко-культурный заповедник для того, чтобы этот памятник поставили на учет, и тогда бы он охранялся государством», - рассказывает археолог Андрей Астафьев.
Примерная площадь могильника – 60 на 45 метров. Захоронения здесь располагались достаточно плотно – на 35 метрах было найдено 8 могил, причем.
«Мы имеем дело с определённым погребальным обрядом – хоронили в катакомбах – это специальные погребальные сооружения, когда сначала копается входная яма – дромос, а в ее основание врезается погребальная камера, а затем в нее глубоко под землю помещают человеческое тело. Вещи, которые были найдены вместе с человеческими останками, обычные для тех времен – это глиняная посуда, бусы, украшения, ножи, кости жертвенных животных, кинжалы. К слову, памятники этой эпохи, а это эпоха Великого переселения народов, очень редки на территории полуострова. В этой долине благоприятные условия, и возможно, в древности здесь было оседлое поселение, и этот могильник был с ним связан», - говорит археолог.
Прошло три года и на том же самом холме начали прокладывать новую траншею для водопроводных труб. Эта траншея вновь затронула могильник. Андрей Астафьев случайно обнаружил, что здесь возобновилась работа тяжелой техники.
«Я сообщил об этом в заповедник. С точки зрения ведения земляных работ, идет нарушение законодательства. Есть закон «Об охране и использовании историко-культурного наследия», и там есть пункт о том, что у исполнителя работ должно быть заключение археологической экспертизы. То есть без нее он не имеет право начинать какие-либо работы. И скорей всего, экспертизу никто и не заказывал, хотя три года назад ее должны были сделать. Но специалисты заповедника сюда приехали, переговорили с акиматом села, с акиматом районного центра и сообщили, что все работы по закону при обнаружении памятников археологии должны быть приостановлены», - отмечает Андрей Астафьев.
Когда на место приехали археологи и журналисты, оказалось, что работы даже и не думали приостанавливать, а наоборот, траншею продолжили копать, в ней проложили трубы и даже канализационные колодцы, а затем все зарыли – вместе с могильником.
«Теперь в это должны вмешаться госструктуры, иначе, зачем в стране писать законы, которые не исполняются? Например, в регионе не исполняется пункт закона, где прописано, что на период отвода земель под хозяйственную деятельность должны проводиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия. Здесь этого не было сделано. Кроме того, работы не приостановили, и даже продолжили, хотя все были в курсе, что здесь могильники. Раньше за всем этим следил историко-культурный заповедник, но сейчас управление культуры все перетянуло на себя, а заповедник не может принимать самостоятельные решения. В результате, никто ни за что не отвечает», - добавляет Андрей Астафьев.
Та же самая ситуация и с городом Актау. Когда-то на территории новых строящихся микрорайонов, начиная с 17-го, были обнаружены 28 памятников археологии, состоящие из более 70 объектов. Был даже написан научный отчет.
«После шума в прессе нам разрешили исследовать эту территорию, был составлен ее паспорт. Но он не работает! Актау-сити, который должен был строиться, уже нет, зато строятся на этом месте новые микрорайоны, и все памятники уничтожаются. На сегодня известно о шести уничтоженных памятниках. Я не знаю, что там было, ведь нужно было копать, а мы лишь фиксировали остатки каменных сооружений, которые были на поверхности. На раскопки средства так и не были выделены», - говорит Андрей Астафьев.
А в прошлом году в Мангистау был варварски уничтожен еще один уникальный археологический памятник – это крепостная стена Байлама. Участок земли отдали под пастбище, а владелец решил сделать под загон для скота, расчистив территорию при помощи тяжелой техники. В результате стены крепости были погребены под грунтом. Тогда и фермер и акимат уверяли, что были не в курсе о том, что здесь находится памятник археологии.