О положительной динамике развития туризме в регионе, обмелении Каспия и любимых местах для прогулки рассказал аким Мангистауской области редакции Tengrinews.kz.
- Президент во время своего визита в Актау говорил о развитии туризма. Какова сейчас доля доходов в бюджет от туризма? По сравнению с нефтянкой.
- Туризм пока не перевесил доходы от нефтянки или других отраслей. Но тем не менее из года в год мы видим положительную динамику.
Например, в прошлом году первый чартер был из России. Вчера мы разговаривали с топ-менеджером крупного местного гостиничного комплекса. Он говорит, уже каждую неделю чартерами прибывают сюда. Каждый день из соседних стран.
У нас безвизовый режим с Ираном, и недавно был первый чартер оттуда. Есть чартеры из многих городов Российской Федерации.
Да, инфраструктура, наверное, на сегодняшний день не совсем отвечает тем запросам, которые могли бы быть.
Желающих приехать очень много. Мы считаем, что разного уровня объекты должны быть здесь, например, очень пристальное внимание обращаем на то, чтобы строились объекты такого уровня, как Rixos (пятизвездочный туристический комплекс).
Аналогичные комплексы ниже классом имеются и в Актау, в прибрежной зоне, в так называемой зоне теплого пляжа. Есть определенные планы. Идет стройка некоторых отелей, в том числе и казахстанскими бизнесменами. Конечно, обстановка вносит корректировки в их планы, но мы считаем, что это очень перспективный бизнес и он даст толчок развитию области.
Например, в районе теплого пляжа есть вода, которую можно применять для бальнеологических целей (примечание: сущность бальнеологического туризма состоит в употреблении минеральной воды и оздоровительных процедурах, которые осуществляются под медицинским контролем).
Местный бизнесмен сейчас строит санаторий. И, по имеющейся у нас информации, у него есть соглашение с одним из курортов Европы. Они достигли договоренности, что 20 лет они будут управлять этим комплексом.
Я думаю, где 20 лет, там и дальше, наверное, будут иметь намерение развивать это. И, по заверению специалистов, минимум в Актау необходимо строить где-то 5-6 подобного рода комплексов, как бальнеологического назначения, так и для отдыха.
Бизнесмены отправили на экспертизу состав нашей воды. И сюда специалисты приезжали, говорили, что это уникальная вода. Если говорить их словами, в мире только в пяти местах имеется такого состава вода.
Считаем, что это все тоже даст свою определенную лепту в развитие туристической отрасли. У нас очень много прекрасных мест.
- В Бозжыре гостиницы не будет?
- Пока таких планов нет. Хотя я считаю, что эта гостиница должна была быть. Я считаю, что те люди, которые препятствовали строительству данной гостиницы, они не полностью были осведомлены, не полностью изучили данные. Я считаю, если была бы построена эта гостиница, она бы упорядочила много вопросов. Сколько дорог на Бозжыру сейчас? Каждый как хочет ездит туда.
А так мы упорядочили бы, построили бы общую дорогу, и все по одному маршруту посещали этот объект.
- Еще одна проблема: СМИ и блогеры говорят, что Каспий уходит и может повторить судьбу Аральского моря. А это ставит под угрозу все планы по развитию туризма.
Это определенные вызовы. Но мы с учетом этих вызовов должны двигаться. То, что вода уходит, это и на водообеспечение региона влияет. Но мы смотрим мировой опыт, что мы можем сделать. И по информации специалистов, это имеет циклический характер.
Такое положение дел было в 1974 году.
Такой уровень Каспия. Старожилы отмечают, что в 90-е годы в нижних микрорайонах подвалы были затоплены морской водой. Тогда приходилось еще загораживаться от морской воды.
- То есть, условно, через 10 лет Каспий вернется?
- Не знаю.
- Какое у вас любимое место отдыха тут?
- Я часто прогуливаюсь по набережной, по городу.
- Где?
- Ну просто по набережной. У нас прекрасная набережная.
- Она достаточно большая...
- От 15-го микрорайона до начала Скальной тропы.
- Вы прямо всю набережную проходите. Это километров 7. Каждый день?
- Нет. Временами. Работы достаточно.
- Новый и Старый Казахстан. Что изменилось для Мангистау? Какие изменения, которые раньше было сложно представить, происходят теперь?
- Люди, наверное, хотели больше открытости, больше участвовать в принимаемых решениях. Наверное, это главное изменение. Это позиция нашего Президента. Касым-Жомарт Кемелевич постоянно говорит о развитии гражданского общества и подотчетности местных исполнительных органов. Чтобы население знало, какие решения и зачем принимаются.
Ожидания очень большие. Но при этом мы должны понимать, что Новый Казахстан должны строить мы сами. Никто же со стороны не придет и за нас не сделает.
- Какое будущее у Мангистауской области?
- Потенциал у Мангистауской области огромный. Я верю, что динамичное развитие с учетом реализации всех государственных программ и главных желаний населения даст свой положительный результат.
Наш край уникальный. Мы географически находимся вдали от центра.
И это, с одной стороны, наше преимущество. Я не скажу, что мы отделены были. Но здесь сохранились традиции, обычаи народа в большей степени. Это и ментальность. Это тяготение к тем ценностям, которыми руководствовались наши предки.
Глобализация, конечно, присутствует и тоже оказывает свое влияние.
Я думаю, нормально все будет.