Уже сейчас в морпорту Актау в танкеры, которые способны принять на борт 12 тысяч тонн нефти, заливают лишь 8-9 тыс.тонн, а сухогрузы не догружают 300-400 тонн до их максимальной возможности. Это связано со снижением уровня моря, передает mangystaumedia.kz.
Каспийское море по Балтийской системе координат находится на уровне в минус 28 метров. Это является нормой, однако за последние семь лет уровень моря опустился в среднем на метр.
«Сейчас уровень где-то на отметке минус 29,2. Такой уровень уже начинает влиять на судоходство. Сейчас нефтеналивные 12-титысячные суда фактически принимают на борт 8300-8400 тонн. Это при условии, что они идут на Махачкалу, где уровень еще более низкий, чем у нас. А если танкеры идут на Баку, то загрузка составляет до 9000 – 9500 тонн. Дальнейшее падение уровня еще больше уменьшит загрузку танкеров. Это будет влиять на экономику морских перевозок и произойдет удорожание транспортировки на одну тонну», - отмечает президент АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев.
Сухогрузы также не догружают в среднем на 300-400 тонн. Если раньше контейнеровоз мог взять на борт 350 контейнеров в 20-тифутовом эквиваленте, то сейчас он берет 270-280 контейнеров.
«Тем более, сейчас грузы пошли тяжелые – контейнеры идут в основном с цветным металлом или с зерном. И каждое падение уровня на 10 сантиметров для сухогрузов – это недогруз для 5-титысячников примерно в 200-300 тонн, для трехтысячников – в 100-150 тонн. Дальнейшее падение будет сказываться на экономике отгрузки сухих грузов и контейнеров», - говорит Абай Турикпенбаев.
Сейчас в порту запланировано проведение дноуглубительных работ. Со дна моря достанут около миллиона тонн грунта.
«Из-за тяжелой геологии дна потребуется более тяжелая техника. Сейчас на Каспии есть несколько единиц подобной техники. В следующем году мы разработаем ТЭО, затем ПСД, и, думаю, что в 2025 году начнем дноуглубление», - отмечает руководитель порта.
Если раньше Каспий падал на 5-9 сантиметров в год, то последние годы он стал падать на 20 сантиметров в год. И если он достигнет отметки в минус 29,5 м, то это, по словам портовиков, сильно скажется работе, так как удорожание морских перевозок может переориентировать грузы на другие пути, ведь Каспий можно объехать и по железной, и по автомобильной дороге.
Работы по дноуглублению планируют проводить весь сезон, не останавливая порт – будет разработан график судозаходов и загрузки. Грунт, который поднимут со дна моря, пойдет на удлинение существующих сухогрузных причалов и на строительство еще одного сухогрузного причала.
В РГП «Казгидромет» выделяют несколько основных факторов, которые влияют на уровень Каспийского моря. Это климатические изменения, антропогенную деятельность и геолого-тектонические процессы, меняющие объем и форму морской впадины.
«В прошлом столетии уровень Каспийского моря почти до конца 70-х годов, в основном, понижался. Общее непрерывное понижение уровня, наблюдавшееся с 1930 по 1977 годы, составило 3,2 метра со средней интенсивностью падения - около 4 см в год. Падение уровня было связано с тем, что с середины 30-х годов на реках Каспийского бассейна началось интенсивное водохозяйственное строительство. В результате уменьшился объем речного стока, и изменилось его внутригодовое распределение. С 1978 г. началось современное интенсивное повышение уровня Каспийского моря, которое продолжалось в течение 18 лет. За это время уровень моря повысился на 2,5 метра и к началу 1996 года достиг отметки минус 26,6 м. Средняя интенсивность подъема уровня за этот период составила около 14 см в год, а в отдельные годы – до 36 см. Начиная с 2006 года уровень Каспийского моря вновь начал снижаться», - сообщили в Казгидромет.
За последние пять лет на Каспий, по информации специалистов, выпадало наименьшее количество осадков, а вот процессы испарения были более интенсивные. Прогнозы неутешительны –по подсчетам ученых, к 2030 году уровень Каспийского моря может достигнуть отметки -29,6 м. А по самым пессимистичным прогнозам он может упасть ниже отметки минус 33 метра.