Сейчас Мангистау – один из лидеров в республике по числу хороших и удовлетворительных дорог местного значения. Их доля в регионе составляет 95%. Однако в ближайшие годы Мангистауский филиал Национального центра качества дорожных активов намерен довести эту цифру до 100 процентов, передает mangystaumedia.kz.
Протяженность всех автодорог в Мангистау – более трех тысяч километров, из них тысячу километров занимают трассы республиканского значения. Следят за их состоянием сотрудники Мангистауского филиала «Национального центра качества дорожных активов» при Министерстве транспорта Казахстана. Они проводят выездные мероприятия, различные экспертизы, проверяют качество строиельства дорог.
За несколько последних лет специалисты Наццентра выезжали на место строящихся и уже построенных или отремонтированных дорог более 1700 раз, всего отобрали почти 7,7 тысяч проб и обнаружили свыше различных 400 дефектов.
Проверкой качества материалов для дорожного полотна в Национальном центре качества дорожных активов занимаются специалисты лаборатории. Здесь проводят экспертизы и инструментальные обследования автомобильных дорог.
«Экспертиза осуществляется при климатических условиях, которые подходят для ее проведения, и которые исключают неточные результаты. Для проведения экспертизы Национальный центр качества дорожных активов разрабатывает, а заказчик утверждает план-график проведения экспертизы по специальной форме. Этот план размещается на интернет-ресурсах заказчика и НЦКДА. И тогда плановая экспертиза осуществляется строго в соответствии с планом-графиком. А внеплановая – при наличии отрицательного заключения экспертизы работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог Национальным центром качества дорожных активов», - говорит Гаухар Чухрухкидзе, заведующий лаборатории МОФ РГП «НЦКДА» Министерства транспорта РК.
В среднем здесь делают по 5 проб в день – это зависит от вида материала. В лаборатории работают 6 специалистов, большинство из них – молодые сотрудники.
«Наша лаборатория полностью оснащена всем необходимым оборудованием для проверки качества дорог. Хочу отметить, что, если раньше на дорогах выявлялось много дефектов, то сейчас мы отмечаем их снижение до 30 процентов. Я считаю, причина в том, что повысилась ответственность дорожно-строительных подрядных компаний области. Да, мы конечно стараемся максимально подсказать и объяснить подрядным организациям технологию производства работ, но мы физически не можем находиться на участке от начала строительства до завершения», - отмечает Гаухар Чухрухкидзе.
В Мангистау особые климатические условия. Летом настолько сильная жара, что обычно говорят – плавится асфальт. И это естественно влияет на качество дорожной одежды.
«Причина в том, что битум в при высоких температурах размягчается и становится подвижным, и структура асфальта при нагрузке деформируется и появляются различные дефекты. Наши требования к подрядным организациям – строго соблюдать дозировку и качество инертных материалов и битума при производстве асфальтобетонных смесей. Нарушений очень много, но самое главное, это отсутствие технического надзора при производстве работ на участке, поскольку 90 % подрядных организации не имеют опытный персонал, не знают технологию устройства дорожного полотна. В этой ситуации роль технического надзора очень важна», - добавляет Гаухар Чухрухкидзе.
Самым проблемным участком автодороги в Мангистауской области специалисты считают участок Тасмурын-Мастек на трассе Шетпе-Кызан. По словам инженеров национального центра качества дорог, на нескольких участках этой трассы появились глубокие трещины, а асфальтовое покрытие вздулось, раскрошилось и отслоилось.
«Наши специалисты взяли несколько проб верхнего слоя асфальтового покрытия на этой дороге и проверили их коэффициент уплотнения. В результате показатели водонасыщенности и коэффициента уплотнения не соответствовали требованиям нормативных документов», - отметил Хамзат Султанов, директор Мангистауского областного филиала РГП «Национальный центр качеств дорожных активов».
Еще одни нарушители, которые сильно влияют на качество автодорог в области – это большегрузы. Они приводят к появлению просадок и волн на дорожном полотне. Специалисты НЦКДА ежегодно проводят совместные рейды с инспекторами инспекции транспортного контроля. На трассах останавливают грузовые автомобили, а в ходе проверки на специальных весах, устанавливается, что вес превышает допустимые нормы.
Инженеры Наццентра также следят за соблюдением нормативов дорожных знаков и дорожной разметки не только в областном центре, но и на дорогах в районах.
Самым интересным случаем в работе специалисты областного филиала Наццентра считают случай с «ковровой дорогой». В соцсетях разлетелось видео, на котором рабочие руками поднимали только что уложенное асфальтовое покрытие. В тот же день дорожные инженеры национального центра провели выездной рейд. Дорога принадлежит нефтяной компании, которая и устранила дефекты за свой счет.
Основной проблемой остается нехватка кадров в сфере строительства дорог. Для ее решения ежегодно повышают квалификацию госслужащих в области дорожного строительства. Для обучения приезжают специалисты Национального центра качества дорожных активов.
На семинаре в лаборатории сотрудникам акиматов объясняют, как инженеры берут пробы с автодорог и какие должны быть нормативы, знакомят с изменениями в законодательстве. Чиновники отмечают, что такие обучающие семинары – только на пользу, ведь технологии в сфере дорожного строительства не стоят на месте. По словам экспертов Наццентра, в акиматах всех уровней наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Например, в одном из районных акиматов в отделе транспорта и автодорог всего два специалиста имеют профильное образование.
Кроме того, чтобы заранее обеспечить регион квалифицированными кадрами, специалисты Наццентра встречаются с выпускниками школ и рассказывают о развитии дорожного строительства в Казахстане, о важности и преимуществах дорожных профессией.
«Касым-Жомарт Токаев не раз говорил о том, что особое внимание следует уделять подготовке молодых специалистов. Такие встречи с будущими абитуриентами проходят во всех регионах. Учащиеся спрашивают, куда лучше поступать, смогут ли они сразу найти работу. Мы рассказываем об образовательных гранах, приглашаем школьников на экскурсии в лабораторию, заключаем договоры с местными колледжами и университетами, студенты проходят у нас оплачиваемую практику», - говорит Хамзат Султанов, директор Мангистауского областного филиала РГП «Национальный центр качеств дорожных активов».
От качества автодорог зависит многое. Дороги не только связывают отдалённые населенные пункты друг с другом, по ним в города и аулы едут фуры с продуктами и предметами первой необходимости, люди едут на работу и в путешествия, а иной раз от качества дорог зависит и чья-то жизнь, когда необходимо срочно доставить пострадавших. Поэтому от качества этих дорог напрямую зависит качество жизни жителей страны. А следить за ним продолжают специалисты Национальный центр качеств дорожных активов.
Ольга Золотых