Поправки, предлагаемые законопроектами направлены повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения – каждого из нас, всех 19 млн. казахстанцев.
Ежегодно количество обращений потребителей увеличивается на 20%. Если в уполномоченный орган в 2020 году поступило 21 тыс., то в 2022 году количество поступивших жалоб потребителей увеличилось до 30,2 тысяч обращений.
В иных госорганах, рост поступивших жалоб составил 11% в сравнении 2021г. (44,8 тысяч), 2022г. (49,8 тысяч), аналогичная ситуация наблюдается с поступлением жалоб в общественные объединения потребителей, что свидетельствует о системных проблемах в сфере защиты прав потребителей в отдельных отраслях экономики.
Наибольшее число жалоб потребителей по удельному весу наблюдается в сферах:
- розничной торговли (48% (14,3 тыс. обращений);
- бытовых услуг (19% (4,7 тыс. обращений);
- электронной торговли (9% (2,6 тыс. обращений);
А наибольший рост произошел в таких сферах как предоставления услуг в объектах общественного питания – 2,8 раза, услуги транспорта и связи по 2,5 раза, и в сфере медицинских услуг – 2 раза.
Однако указанные факты не отражают фактического состояния дел в сфере защиты прав потребителей, так как не все потребители обращаются за защитой нарушенных прав в госорганы и общественные объединения потребителей.
Свидетельством тому, являются результаты независимого социологического исследования, где граждане выразили недовольство услугами:
медицинскими – 39,3%;
интернет-провайдеров – 33,3%;
общественного транспорта – 30,7%.
В этой связи принимая во внимание результаты анализа и мониторинга поступивших обращений граждан, откликов и предложений общественных институтов защиты прав потребителей и показателей социологического исследования, Министерством разработаны законопроекты, направленные прежде всего на профилактику работы с недобросовестным бизнесом.
Учтены международный опыт и отклики всех заинтересованных лиц, в частности общественных объединений потребителей и бизнес сообществ.
Одним из положений, которое следует подправить
в действующем Законе является бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.
Потребителю для того, чтобы защитить свои права, действующей статьей 42-1 Закона, предусмотрен четырехступенчатый алгоритм прохождения, который в обязательном порядке, должен быть последовательным.
На первой ступени потребителю нужно обратиться на прямую предпринимателю (B2C) с претензией о нарушение его потребительских прав.
Если переговоры не увенчались успехом,
и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратится
к медиатору, либо к арбитру.
Как правило, данный альтернативный институт разрешения спора действует на возмездной основе.
Третья ступень – обращение в госорган.
Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, ввиду своей правовой природе, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел.
Изложенное положение создало волокиту для рядовых граждан, так как суды возвращают иски потребителей без рассмотрения, требуя с начало обратится к медиатору и госорган со ссылкой на статью 42-1 Закона.
Только за 2021 год суд возвратил 205 исковых заявлений потребителей без рассмотрения, в 2022 году – 100 исковых заявлений.
Законопроектом предлагается исключить не логическую и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту.
При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав и напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.
II. Институт Омбудсмена по вопросам ЗПП даст особый публичный статус назначенного лица, он будет служить глазами и голосом потребительского сообщества на верхних эшелонах государственной власти, служить координатором общества, нести ответственность.
По результатам социологического опроса, проведенного в 2022 году: 56% из 10 тысяч респондентов, считают необходимость введения института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.
Основными его функциями будут рассмотрения жалоб потребителей, консультирования, координация общественных институтов защиты прав потребителей, участие в разработке проектов нормативных правовых актов, формирования ежегодно доклада о состоянии дел в сфере ЗПП, защита прав неопределенного круга потребителей
в суде.
Например, в Польше и Германии потребители активно пользуются помощью муниципального или областного уполномоченного (омбудсмен) по правам потребителей.
III. Действующий Закон не действует на защиту прав потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских, и иных услуг, вопросы которых урегулированы профильными законами.
В результате суды не принимают за основу нормы Закона о защите прав потребителей, ссылаясь на статью 2.
В последствии нарушаются права и законные интересы потребителей и создаются социальные риски.
Предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления, с целью защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека.
Также усилить межотраслевую координацию госорганов по вопросам защиты прав потребителей .
IV. Предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении
к предпринимателям.
Размер штрафа составляет от 10% до 50% от суммы иска потребителя.
Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа,
в пределах указанного выше.
Положительные стороны:
1) мотивация предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе (принцип: здесь и сейчас);
2) ориентация на потребности клиента;
3) мотивация к развитию общественного мониторинга и построения цивилизационной рыночной экономики.
Аналогичная положительная практика имеет место в странах Евразийского экономического союза, с которыми мы строим согласованную политику.
V. Касательно онлайн торговли за 6 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличился на 411% (4795 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (937 шт.).
Учитывая это, законопроектом предлагается закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, также исключить правовые пробелы, в частности прировнять интернет-ресурсы, используемые в целях реализации товаров к «торговым объектам».
В свою очередь это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса по части 1 статьи 193 КоАП, за нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.
VI. Также, законопроектами предлагается устранить ряд правовых пробелов, норм, имеющие различное толкование, что влияет на правоприменительную практику и результативность правовой защиты потребителей.
Например. Статьей 2 Закона, предусмотрено то, что права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан. Данная норма имеет признаки различного толкования, о чем свидетельствуют разночтения и приминения этой нормы судами, одни – трактуют, что указанные сферы, регулируются вместе с Законом о ЗПП иные профильные законы, дргуие-же трактуют данную норму иначе, что норма отделяет указанные сферы от Закона о ЗПП.
Разграничения досудебного (лично потребителем) и внесудебного (медиатором) урегулирования потребительских споров.
VII. Сопутствующим законопроектом, предусмотрено внести поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы «О транспорте в РК», «О туристской деятельности в РК», «О регулировании торговой деятельности», «О доступе к информации» и «О естественных монополиях» с целью приведение их в соответствие с вышеперечисленными аспектами основного законопроекта «О защите прав потребителей».