Яхт-клубу «Бриз» уже 55 лет, но в этом году он может не справить свой юбилей, передает mangystaumedia.kz.
Яхт клуб за последние несколько десятилетий сократил свою территорию вдвое. В 1996 году акимат г. Актау не согласовал участок для причала, отсыпанный в море, причем своими силами и за свои деньги. Сейчас здесь находится 13 депо ДЧС.
«Тогда это решение было вынесено на основании того, что этой территории не существовало на генплане города. И действительно, мы ведь сами эту территорию отвоевали у моря. Позже, уже в 2009 году, на добровольно-принудительных началах была изъята также отсыпанная нами территория, где сейчас размещен ресторан «Шеффченко». Занимавший на тот момент должность акима города Серик Оспанов убедил членов яхт-клуба, что в случае добровольного отказа от части территории, строения и оставшийся земельный участок узаконят, и земельные вопросы правового характера будут окончательно урегулированы. К слову, что ходатайства на оформление в собственность арендуемого земельного участка Яхт-клуба акиматом регулярно отклонялись, тогда как собственникам ресторана Шеффченко, почему-то, нашу бывшую землю удалось выкупить», - говорит заместитель командора ОО «Яхт клуб «Бриз» Олег Морозов.
Почти 10 лет все было спокойно, а в 2018 году проблемы начались вновь, когда на совещании по вопросу благоустройства прибрежной зоны аким области озвучил намерение снести яхт-клуб для продолжения проекта «Скальная тропа» и продления пешеходной зоны вдоль береговой линии города.
«Весной 2019 года городской акимат под видом изучения общественного мнения, а на самом деле для легитимизации своей идеи, методом своеобразных общественных слушаний, выложил на своей страничке в социальной сети Инстаграмм сравнение проектов благоустройства территорий яхт-клуба, предложенного нами и администрацией города. На проекте акимата отсутствовали все здания и сооружения клуба, а были красиво изображены только навесы от солнца. Несмотря на ангажированную подачу материала, большинство мнений было в пользу нашего проекта, хотя сотрудники городской администрации, лоббируя интересы акимата, постили по 8-10 комментов, естественно за свой вариант. Тогда силами общественности яхт-клуб удалось отстоять», - отмечает Олег Морозов.
С того момента акимат города Актау постоянно создают препоны для яхт-клуба, продлевая договор на аренду участка всего на год, но при этом выдумывая все новые и новые условия. К примеру, под предлогом доступности прибрежной зоны жителям города, для заключения договора аренды земельного участка на 2020 год, акиматом города было выдвинуто условие - обеспечить беспрепятственный проход через территорию яхт-клуба всем желающим, несмотря на то, что яхт-клуб и так открыт для посещения в дневное время.
«Учитывая, что на территории клуба открыто хранятся яхты и катера с дорогостоящим ходовым, палубным, навигационным оборудованием и подвесными моторами, по понятным причинам, доступ на территорию не может быть разрешен в ночное время. Теперь мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда лица, часто находящиеся не в трезвом состоянии, требуют у сторожей пропустить их через территорию клуба ночью, а в случае отказа, сообщают об этом в акимат, и уже в 9 утра командора яхт-клуба отчитывают по телефону сотрудники городской администрации. В 2021 году, акиматом города было выдвинуто требование - модернизировать внешний вид объекта, убрать ограждение. Но это требование противоречит законодательству Республики Казахстан. Так, согласно ст.47 Закона Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан», п.2. пристани, причалы и пункты базирования маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) должны иметь ограждение, исключающее возможность доступа на территорию посторонних лиц. Да, база-стоянка маломерных судов, которой является яхт-клуб «Бриз», это режимный объект, такой же, как и Морпорт, 5 насосная или Резиденция президента. Режим у всех этих организаций разный, но все они режимные объекты с точки зрения законодательства. Почему-то акимат Актау не настаивает на свободном проходе граждан через эти объекты», - добавляет Олег Морозов.
Условие акимата и на этот раз было выполнено, большая часть ограждения была снесена, а здание было модернизировано согласно проекту, утвержденному городским акиматом, естественно силами и средствами яхтсменов. В январе яхт-клубом было подано ходатайство о продлении аренды земельного участка, но ему было отказано по причине: «разработки проекта по благоустройству приморского побережья от четвертого микрорайона до жилого массива «Приморский».
« Нас заверили, что несмотря на полученный нами официальный отказ в продлении срока аренды, никаких проблем с заключением договора нет, а подобным формальным ответом администрация города хотела обратить наше внимание на внешний вид причала с западной стороны, для заключения договора необходимо привести внешний вид этого строения в порядок. На наш взгляд, в заявлениях подобного рода явно прослеживается злоупотребление служебным положением указанных лиц. Тем более, данные работы и так были запланированы на весенний период, и они уже ведутся: на территории собираются металлоконструкции, закуплен лес и лакокрасочные материалы. Однако, до настоящего момента договор аренды не подписан, а ответ на наше ходатайство не получен, несмотря на то, что установленные законом сроки уже прошли. Командор Яхт-клуба Сергей Кулькин, в прошлый четверг попытался записаться на прием к акиму города Килыбай Нурдаулету, но ему было отказано, цитирую: «так как аким в настоящее время прием не ведет», - говорит заместитель командора яхт-клуба.
Срок аренды земельного участка истек 11 марта. «Идти» яхт-клубу некуда. Многие суда даже невозможно транспортировать по суше. Другого такого же места для расположения яхт-клуба в черте города нет. Природная бухта используется для стоянки судов с античных времен, о чем свидетельствуют археологические находки на дне бухты. Яхтсмены надеются, что яхт-клуб, с которого уже трижды стартовали кругосветные плавания, и который является базой для морских видов спорта, которыми прельщают туристов, все же не сравняют с землей.
«Нередко нам приходилось слышать, в том числе и от сотрудников акимата, обвинения в том, что члены яхт- клуба просто на нем зарабатывают деньги. По этому поводу хотелось бы пояснить, что яхт-клуб является общественным объединением, он был построен и существует на взносы энтузиастов парусного спорта. Все деньги от членских взносов и выручка за стоянку судов направляется на улучшение технической базы клуба, в том числе на удовлетворение запросов акимата города по внешнему облику его строений. За всю историю ни один член клуба не получал от яхт-клуба никаких дивидендов, более того, все члены клуба регулярно платят членские взносы. Своими силами мы продолжаем развивать необходимую инфраструктуру для комфортного размещения маломерных судов, а также различные направления водных видов спорта и развлечений. На сегодняшний день на территории клуба базируются организации, занимающиеся прокатом катеров и яхт, открыты секции виндсерфинга, сабсёрфинга, вейкбординга, водных лыж, аквабайка, а с недавнего времени функционирует дайвинг центр международного уровня «Scuba Schools International». Именно поэтому яхт-клуб является излюбленным местом проведения досуга жителей и гостей города и по праву считается одним из его символов. Вероятно, акимат города Актау к новому летнему сезону решил сделать жителям и гостям города «подарок», лишив их возможности доступа к водным развлечениям и морским прогулкам. К примеру, этой зимой были снесены причалы для маломерных судов в парусной ДЮСШ. Теперь, по всей видимости, администрация города намерена уничтожить и яхт-клуб «Бриз», где имеется единственный в Казахстане на Каспийском море, действующий причал для маломерных судов, оборудованный в соответствии с международными нормами. Видимо, по мнению акимата, единственная возможная инфраструктура для туризма, это прогулочные зоны вдоль моря, замощенные квадратными километрами тротуарной плитки».
Яхтсмены просят у общественности Казахстана содействия в сохранении единственного в республике морского яхт-клуба, а вместе с ним и яхтинга в Казахстане. В ближайшее время будет подготовлено обращение к Президенту страны.