В Мангистау состоялись общественные слушания по «оценке воздействия на окружающую среду» рабочего проекта визит-центра в Каракиянском районе.
Общественные слушания прошли в онлайн-формате, все желающие смогли принять участие в слушаниях посредством платформы zoom. Очно присутствовали инвесторы-авторы проекта, представители государственных органов, экологи и представители СМИ.
Участники высказали свое мнение и поделись предложениями касательно проекта, который будет реализовываться за пределами территории Жабайушканского заказника на расстоянии 4 км от «клыков» Бозжыры.
Омар Сарсенгазиев, руководитель коммунального государственного учреждения ГРПП "Кызылсай" отметил, если не ограничить дикий турзим, сохранить природный облик Бозжиры будет очень сложно.
«Природный парк «Кызылсай» открыт в 2012 году. Именно тогда люди начали узнавать про урочище «Бозжыра», сейчас количество туристов стремительно растет. Я начал работать тогда инспектором, затем стал заниматься изучением животных. В сильную жару эти животные, не боясь нас, подходили к жилым вагончикам, где мы для них заготавливали воду. Даже сейчас наши сотрудники могут спокойно подходить близко к животным, делать фото. Это говорит о том, что если их не пугать, то они спокойно бродят рядом с людьми», - отметил О. Сарсенгазиев.
По словам О. Сарсенгазиева на сегодняшний день в природном парке насчитывается порядка 1000 голов архаров. Для их подсчета специалисты используют два метода.
«Первый метод – авиационный. Второй – подсчет голов на транспорте. По авиа более продуктивно, четкость до 90%. Если в 2016 году их численность достигала 700 голов, то сегодня это 1000. Архары, в основном пасутся в горной местности, низовье для них не место для пастбищ. Обитают они в местах, недоступных для человека. Если не нарушать тишину, не стрелять не делать агрессивных движений они не боятся», - сказал он.
Также в ходе слушаний был затронут вопрос неорганизованного посещения туристами урочища.
«Из-за беспорядочного посещения урочища Бозжира туристов, в том числе на внедорожниках портится естественный почвенный покров. Пыль, от большого количества автомобилей, которые зачастую едут в ряд оседает на растениях, тем самым губительно влияет на популяцию животных, к примеру степных грызунов. По нашим подсчетам, искусственно созданными внедорожниками дорогами, а их насчитывается 7, испорчено около 750 гектар земли. И это только за последние три года. В дальнейшем ситуация ухудшится в разы», - отметил руководитель природного парка.
Решением этой проблемы является строительство одной единственной асфальтированной дороги. Такой шагпо мнению специалистов позволит сократить нагрузку на грунт.
Для справки:
В целях развития туризма, создания комфортных условий для пребывания потенциальных туристов одним из проектов, предложенных инвестором компания «TETHYS AKTAU IV» является проект гостиничного комплекса в Каракиянском районе.
В соответствии с поручением Главы государства касательно пересмотра места реализации проекта, акиматом области совместно с Министерствами культуры и спорта, экологии, геологии и природных ресурсов РК проведены ряд совещаний и встреч с представителями общественности, ветеранами, экозащитниками, учеными, экспертами в области экологии, биологии, по итогам которых принято решение о реализации проекта за пределами территории Жабайушканского заказника на расстоянии 4 км от «клык» Бозжыра.
Реализация проекта на территории Жабайушканского проводится не будет.
На сегодняшний день инициатором проекта проводятся инженерно-геологические изыскательные работы, которые осуществляются буровой установкой.
Данные работы проводятся для определения геологических условий грунта. При проведении данных работ отбираются образцы грунта для последующей отправки в лабораторию для исследования.
По итогам работ изучается рельеф, особенности и характеристики грунтов и подземных вод, анализируются, оцениваются и прогнозируются изменения геологической среды.
Также одновременно компанией ведутся работы по восстановлению существующей грейдерной дороги от села Сенек до Жабайушканского заказника (60 км), установлен временный городок для работников, осуществляющие дорожные работы.