В Мангистауской области почти половина материалов, используемых для строительства автодорог, не прошли проверку качества. Однако при сдаче новых дорог в эксплуатацию оценивать их качество практически некому — в местных исполнительных органах, которые обычно выступают заказчиками, не хватает специалистов с соответствующим образованием в дорожно-строительной отрасли. Об этом в ходе брифинга на площадке центра общественных коммуникаций сообщил Сакен Мухтаров, заведующий лабораторией областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов».
В прошлом году в Мангистауской области было проведено 476 проверок автомобильных дорог, обследовано 46 объектов. Также отобрано 2199 проб материалов, используемых в дорожном строительстве, и около тысячи из них признаны несоответствующими требованиям.
— На дорогах республиканского значения было проведено 217 проверок. Из 168 отобранных проб девять не соответствовали требованиям. Кроме того, было обнаружено 128 различных недочетов. Для их устранения подрядчикам и акиматам, заказавшим услуги, было направлено 27 официальных писем. На дорогах местного значения дорожные инженеры взяли 1089 проб и 393 из них оказались несоответствующими нормативно-техническим требованиям, — рассказал Сакен Мухтаров.
В результате отбора 501 пробы материалов внутрирайонных и сельских дорог 90 — показали несоответствие требованиям качества.
Как отметили в пресс-службе РГП «Национальный центр качества дорожных активов», общая протяженность автомобильных дорог Мангистауской области составляет 2948 км. Из них 1 020 км — республиканского значения, 1 928 км — дороги регионального и местного значения. По результатам всех экспертиз в адрес заказчиков и исполнителей строительства дорог были направлены письма с рекомендацией устранить нарушения. Однако решение об устранении остается в компетенции местных исполнительных органов.
Напомним, в прошлом году в соцсетях прокатилась волна видеороликов, на которых мангистаусцы поднимают руками асфальтовое покрытие на недостроенном участке внутрисельской дороги. Видеоролики привлекли внимание всей страны к Мангистауской области и показали необходимость контроля качества выполняемых работ.
Глава Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов поручил провести незамедлительную проверку качества нового дорожного покрытия. Выяснилось, что подрядчик приступил к работе, не имея в распоряжении пяти проектов из шести необходимых.
— Были выявлены грубые ошибки. Специалисты установили, что смета проекта была неполной, в селе Баянды был подготовлен только один документ на шесть улиц. Также в документации не было информации о длине улиц, ширине и толщине слоев дорожного покрытия. Кроме того, подрядчик ошибся при укладке асфальтобетонной смеси. Количество битума для базовой обработки было указано вдвое меньше нормы. В результате асфальтовое покрытие и земляное полотно не сцеплялись друг с другом должным образом, — сообщил Сакен Мухтаров.
Жалобы на качество дорог поступают от жителей Мангистауской области регулярно, причем критике подвергается качество и нового дорожного полотна. Мангистаусцы недоумевают, как дороги такого качества принимают в эксплуатацию и предполагают, что тут может иметь место коррупция. Однако, как выяснилось в ходе брифинга на площадке центра общественных коммуникаций, в местных исполнительных органах, которые выступают заказчиками строительства и ремонта дорог, не хватает специалистов, способных проверить качество выполненной подрядчиком работы.
Всего в отделах ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акиматов региона работают 63 сотрудника. Из них лишь 16 — с высшим образованием именно в дорожной отрасли. В пресс-службе РГП «Национальный центр качества дорожных активов» перечисляют представленные специальности: так, в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Каракиянского района ни у одного специалиста из девяти нет диплома в дорожно-строительной отрасли. В аналогичном отделе Бейнеуского района дипломом по специальности «эксплуатация транспорта и организация движения и перевозки» обладает всего один специалист. Один дипломированный специалист («транспортная техника и технологии») работает в отделе Мангистауского района. В Мунайлинском районном отделе работают одиннадцать человек, но только двое из них имеют соответствующие дипломы. В Жанаозене — три человека, у двоих есть дипломы в дорожной отрасли. В Актауском городском акимате работают четыре человека и двое из них имеют высшее образование по специальности «транспортная техника и технологии». В Тупкараганском районном отделе — девять человек, трое из них окончили вуз по специальности дорожной отрасли. В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог — пятеро сотрудников имеют соответствующие дипломы.
— Руководители частных дорожно-строительных компаний Мангистауской области заявляют, что не имеют тесных контактов с местными акиматами. В итоге победители государственных тендеров самостоятельно завершают строительство автодорог без конкретных указаний, — сообщил Сакен Мухтаров, заведующий лабораторией Мангистауского филиала РГП «Национальный центр качеств дорожных активов».
Он отметил, что 80% дорог в Мангистауской области соответствует нормам и этот показатель выше, чем во многих других регионах.
Надежда ШУЛЬГА