С момента получения Казахстаном независимости политика государства была направлена на скорейшую интеграцию страны в мировую экономику и развитие рыночных механизмов. Государству предстояло решать задачу модернизации всей экономической системы страны, обусловленную необходимостью перехода от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной экономики.
Государственная форма собственности – одна из многих современных форм собственности, существующих в системе рыночных отношений, зародившаяся в момент возникновения государства и, независимо от масштабов, всегда становившаяся опорой государственной власти.
Приоритетные направления экономического развития страны чётко определены в Ежегодных посланиях Главы Государства народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства, стратегических и программных документах: Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Программа форсированного индустриально-инновационного развития экономики и иные.
Государственная политика в сфере управления государственной собственностью преследует следующие стратегические и тактические цели:
1. Стратегические цели:
2. Тактические цели:
Основанием достижения указанных целей и решения вытекающих из них задач являются следующие принципы:
Основными задачами государственной политики для реализации вышеуказанных целей являются: диверсификация экономики; уменьшение зависимости экономики государства от капитала, поступающего за счёт экспорта сырьевых ресурсов; развитие существующих и создание новых высокотехнологичных, импортозамещающих и экспортоориентированных производств.
Указанные задачи отвечают интересам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, поскольку в конечном итоге направлены на формирование соответствующих социально-экономических институтов, таких как экономическая независимость страны и развитие конкуренции, отсутствие либо слабое развитие которых может нести в себе угрозы для национальных интересов страны.
В целях создания прозрачной системы управления государственной собственностью Правительством Республики Казахстан активно проводится работа по принятию мер, направленных на модернизацию существующей системы управления, систематизацию законодательства и методологической базы в области управления государственной собственностью.
Так, 01 марта 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе». Данный Закон направлен на построение системы управления государственным имуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения. Им определено чёткое разграничение компетенции государственных органов, осуществляющих управление государственными активами, установлен правовой режим государственного имущества, правовые основы управления государственным имуществом, в том числе имуществом, закреплённым за государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями и долями участия в уставном капитале юридических лиц, правовые основания приобретения и прекращения прав на государственное имущество. Кроме того, данный закон направлен на обеспечение эффективного осуществления государством прав собственника и обладателя иных прав на государственное имущество.
В целом, законодательные, стратегические и программные документы, принятые в Республике Казахстан относительно управления государственной собственностью, достаточно чётко обозначили цели и задачи, которые необходимо достигнуть.
Повышение эффективности управления государственной собственностью должно быть направлено на реализацию следующих целей:
Данные цели могут быть реализованы при решении следующих задач:
Результатом реализации данных задач должно стать создание прозрачной и ясной системы управления государственной собственностью, формирование основы для инвентаризации и постоянного учета государственных активов, повышение эффективности управления государственной собственностью и экономической отдачи от её использования, взаимодействие между государством и частным сектором на основе рыночных принципов, оптимизация государственного участия в экономике страны.
Мангистауский департамент государственного имущества и приватизации, как уполномоченный государственный орган по распоряжению и управлению республиканским государственным имуществом на территории Мангистауской области, в своей работе реализует государственную политику, направленную на повышение эффективности управления государственными активами, снижение расходов республиканского бюджета на содержание аппаратов государственных органов и повышение доходной его части.
Так, за неполные 5 месяцев текущего года Мангистауским департаментом обеспечены поступления в республиканский бюджет от приватизации более 17 миллионов тенге; от передачи в имущественный наём объектов республиканской государственной собственности – более 8 миллионов тенге, а денежные средства, вырученные от реализации имущества, обращённого в собственность государства по отдельным основаниям, так называемый «конфискат», в том числе и имущество, принятое на балансы государственных органов, нуждающихся в таком имуществе, составили около 1,5 миллионов тенге.
Кроме того, Мангистауским департаментом государственного имущества и приватизации с 2015 года реализуется программа «Единый балансодержатель», направленная на оптимизацию государственных органов, снижение расходов государственного бюджета по содержанию и обслуживанию площадей, зданий, автомашин государственных учреждений, включённых в данный проект.
Это достигается не только сосредоточиванием всех вопросов, связанных с содержанием и обслуживанием, работой обслуживающего персонала, в одних руках, но и передачей услуг в конкурентную среду.
Всё это способствует развитию и поддержке малого предпринимательства, созданию условий для занятости населения.
Как результат, государственные органы, участвующие в реализуемом проекте «Единый балансодержатель», избавились от выполнения несвойственных им задач, что позволило более эффективно решать возложенные на них законодательством функции и полномочия.
Выработка эффективного механизма финансового регулирования экономики предполагает определение и законодательное закрепление видов имущества, которые могут находиться исключительно в государственной собственности, коммунальной собственности административно-территориальных единиц для выполнения, возложенных на каждый уровень власти функций.
Государственная собственность в Республике Казахстан насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства.
В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
Результатом реализации данных задач должно стать создание прозрачной и ясной системы управления государственной собственностью, формирование основы для инвентаризации и постоянного учета государственных активов, повышение эффективности управления государственной собственностью и экономической отдачи от её использования, взаимодействие между государством и частным сектором на основе рыночных принципов, оптимизация государственного участия в экономике страны.
Руководитель отдела по работе с юридическими лицами
Мангистауского департамента государственного имущества и приватизации
К.Н. Славнов