Все дальше в Лету истории уходят события далекой грозовой военной поры, и год от года, увы, редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны — прямых участников жарких сражений с гитлеровскими полчищами, с оружием в руках отстаивавших свободу родной страны. На их плечах была вынесена Великая Победа, освободившая страны Европы от фашистских оккупантов. К сожалению, сегодня находится немало так называемых историков и политологов, пытающихся переписать страницы истории и присвоить Западу лавры победителя в этой страшнейшей за всю историю человечества войне. Допустимо ли это? Попытаемся «вернуться» в весну далекого 1945 года. Весну, принесшую нам Победу.
Первое мая 1945 года. Именно в этот день был окончательно взят рейхстаг в Берлине. Сотни советских бойцов сложили головы в кровопролитных атаках за здание, которое в течение нескольких веков являло собой парламент немецкого государства, которое, собственно, до прихода к власти Гитлера, не имело никакого отношения к нацизму. Но именно с него и начался нацизм: в феврале 1933 года фашисты подожгли здание парламента Германии, обвинив в этом немецких коммунистов. После этого события, ввергнувшего весь мир в пожар Второй мировой войны, Гитлер получил диктаторские полномочия.
К концу войны, весной 1945 года, когда советские войска вошли в Берлин, здание было переоборудовано в мощный узел обороны, прикрывавший с севера рейхканцелярию фашистов — главное логово Гитлера. Именно здесь, в бункере рейхканцелярии, до 30 апреля отсиживался Гитлер, ожидая поддержки союзных войск и перелома хода боевых действий, но узнав, что рейхстаг взят советскими войсками, вождь нацистской Германии покончил с собой.
Бок о бок с советскими бойцами на штурм рейхстага шли части укомплектованной польской армии, а также военнопленные и немецкие рабочие, освобожденные из местного концлагеря. Наши потери были настолько велики, что впервые за всю историю Красной армии войска доставлялись авиацией: поезда с доставкой бойцов в Берлин уже не справлялись.
В январе 1945 года советские войска вышли к реке Одер, в шестидесяти километрах от которой находился Берлин.Войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова готовились к фронтальному удару и штурму столицы гитлеровской Германии. Советские войска подвергались массированным ударам фашистских войск с севера и с юга. Узкий плацдарм, занятый ими на Одере, приходилось раздвигать в условиях жесточайших сражений, чтобы широким фронтом вести наступление на Берлин.
Атаку войска прославленного полководца начали 16 апреля. В ходе ожесточенных боев на Зееловских высотах (в 90 км к востоку от столицы Третьего рейха) советские войска, являя пример самоотверженного подвига и героизма, несли колоссальные потери, тела красноармейцев находили даже через десятки лет после войны, перезахоранивая их в общие братские могилы. Американские войска, заняв выжидательную позицию, стояли в ста километрах западнее от Берлина — в городе Магдебург– с 9 апреля.
Форсируя Одер и прикрывая войска Жукова, с севера наступали войска 2-го Белорусского фронта под командованием одного из легендарных полководцев СССР маршала Рокоссовского, которому спустя полтора месяца после окончания войны предстояло командовать Парадом Победы на Красной площади в Москве. На юге вели ожесточенные бои войска маршала Конева, командующего 1-м Украинским фронтом. Оба главнокомандующих должны были отразить вражеские контрудары, направленные на войска Жукова, которому предстояло прорвать оборону фашистов и взять штурмом Берлин.
Однако история распорядилась по-своему: войска Конева, перед фронтом которых оборона фашистов была слабее, обогнув фашистов с юга-запада, вышли на подступы к Берлину первыми. Войска Жукова ценой многочисленных потерь прорвали оборону врага только через три дня и к 20 апреля (в день рождения Гитлера) вышли на так называемый обод Берлина — внешнее кольцо мощных оборонительных укреплений столицы Третьего рейха. На обороне Берлина было задейство- вано до зубов вооруженное многочисленное войско врага.
Гитлер, к которому приехала Ева Браун, чтобы разделить с ним его судьбу, до последнего надеялся, что с юга к Берлину прорвется 12-я армия одного из лучших генералов вермахта и прорвет наступление Конева. Советскому маршалу приходилось вести атаку на два фронта: отражать натиск фашистов с юга, прикрывая войска Жукова, и штурмовать Берлин. Армия фашистского генерала была остановлена буквально в 10-ти километрах от столицы Германии.
На подступах к Берлину была подтянута дальнобойная артиллерия врага, отбитая советскими бойцами у врага в ходе сражений. Берлин обстреливался фашистскими же орудиями. Справедливости ради нужно сказать, что более тысячи англо-американских самолетов обстреляло Берлин с воздуха, таким образом «поздравив» Гитлера с последним в его жизни днем рождения. Операция велась под кодовым названием «Салют».
Двадцать второго апреля войска Конева — с запада, с востока — войска Жукова вошли в Берлин. Фашисты, понимая, что далее им отступать некуда, стояли насмерть. Жесточайшие сражения шли буквально за каждую пядь земли, за каждый дом. Советские войска потеряли здесь до восьмисот танков.
28 апреля бои смещаются к центру Берлина — к рейхстагу, огражденному с севера рекой Шпрее, куда войска Жукова вышли с северо-запада, а войска Конева — с юга. Кровопролитные бои не затихали ни на минуту. В анналы истории фашистской Германии эта битва вошла под названием «Битва на дуге Шпрее». По небольшому мосту, проложенному через речушку, часть которого была взорвана фашистами, две дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-ей ударной армии под командованием генерал-майора Семена Переверткина в тот же день вышли к дуге. На следующий день с боями они прорвались к центру Берлина. В числе первых мощных узлов обороны города, взятых советскими бойцами в ходе жарких боев, были здания МВД, возглавляемого рейхсфюрером СС Гимлером, швейцарского посольства и здание оперного театра «Кролльопера». Советские войска обстреливались двумя фашистскими батареями и танковыми бригадами, которые обороняли город. Взятие рейхстага усложнялось еще тем, что перед бундестагом пролегал огромный ров, заполненный водой: до войны немцы прокладывали здесь туннель для метро, который так и не был достроен.
При обороне только одного рейхстага фашисты, как повествует история, потеряли более двух тысяч своих солдат. Первого мая при капитуляции рейхстага в плен были взяты свыше тысячи шестисот фашистских солдат. О гуманности советских бойцов можно судить по одному только факту: пленным фашистам довольствие выписывалось по суточной норме бойцов Красной армии, в то время как в первую зиму войны (1941–1942 г г.) от холода и голода в фашистских концлагерях погибли два миллиона советских военнопленных.
Так, кто же они — настоящие герои, оставившие яркий след в истории Победы, но имена которых надолго были преданы забвению? Первыми, кто атаковал рейхстаг, были бойцы 150-й стрелковой дивизии третьей ударной армии 1-го Белорусского фронта. 30 апреля в 14 часов 25 минут на главном фронтоне центрального входа здания появилось первое Красное знамя. А водрузили его казах, молодой командир взвода разведки, лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и русский боец Григорий Булатов, которым к тому времени едва исполнилось по двадцать лет. Ценой неимоверных усилий им удалось в течение семи часов преодолеть ползком под массированным огнем противника 260 метров открытого пространства.
Позже фронтовой товарищ Рахимжана Кошкарбаева Жанша Жанаев вспоминал: «Когда он туда добрался, немцы еще сидели в подвалах и чердачных помещениях рейхстага, поливая наших бойцов свинцовым огнем. Их еще предстояло выбить оттуда. И когда он повесил флаг, тут уже войска, которые находились на подступах и не могли пробиться к зданию, хлынули с криком «Ура!». Вот тогда уже стало ясно: рейхстаг пал, Берлин взят!».
Взвод Рахимжана (двадцать восемь человек) только за полмесяца, начиная с боев на Зееловских высотах и до подступов к рейхстагу, уничтожил более двухсот фашистов.
С 16-ти лет Рахимжан Кошкарбаев рвался на фронт. В 17 лет все же добился своего: его отправили в общевойсковое тамбовское училище. На фронт попал лишь в октябре 1944 года. Несмотря на свой юный возраст, он зарекомендовал себя таким отличным разведчиком, что им гордилась вся дивизия. За свой героизм и отвагу Рахимжан неоднократно награждался боевыми орденами. Именно они — Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов — фактически поставили точку в Великой Отечественной войне,став знаменосцами Победы. Однако руководством Советского Союза этот исторический факт был подтасован. Высокое распоряжение, поступившее из Москвы, гласило: Знамя Победы над рейхстагом должны водрузить представители Грузии и России. Ими стали младший сержант Кантария и сержант Егоров, водрузившие знамя спустя два дня — второго мая. Героев страны отобрали по идеологическим соображениям.
В своих воспоминаниях военный корреспондент дивизионной газеты Василий Субботин не скрывал: «Пятнадцать лет я терзался тем, что подвиг, совершенный молодыми Кошкарбаевым и Булатовым, забылся. Ничье имя, как бы оно ни было поднято, не должно затмевать других, проявивших столь же высокое мужество».
Но время расставило точки над «i»: седьмого марта 2007 года Институт военной истории России сделал официальное заявление: знамя над рейхстагом первыми водрузили Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов. Но звезд Героев Советского Союза в 1945-м году они так и не были удостоены. Рахимжана Кошкарбаева наградили орденом Красного Знамени. И только в 2001 году Указом Президента Республики Казахстан ему посмертно было присвоено звание «Халық Каһарманы». Григорий же Булатов и вовсе получил лишь фотографию с дарственной надписью от маршала Жукова.
P.S. В 1965 году казахстанский кинорежиссер Асылбек Нугманов на основе кинодокументов снял фильм «По призыву Родины», в который он включил документальные кадры, подтверждающие версию, что казах Рахимжан Кошкарбаев первым штурмовал рейхстаг. Кадры сохранились благодаря знаменитому кинооператору-фронтовику Роману Кармену, снявшему фильм «Штурм Берлина», в котором он показал, кто фактически первым водрузил красный флаг над рейхстагом.
Галия КЕНЕСБАЕВА