В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более шести тысяч жителей Мангистау. Четыре тысячи из них не вернулись домой: погибли на полях сражений, умерли от ран и пропали без вести. Об этом рассказали в государственном архиве Мангистауской области.
Накануне войны в Мангистау, как рассказали в архиве, проживало 46 480 человек.
В невероятно короткие сроки решались вопросы формирования частей, военного обучения личного состава и материального снабжения. Только в Мангистау сформированы один батальон, пять рот, 16 взводов общих войск, четыре взвода специального назначения: связистов, гранатометчиков, стрелков-снайперов и бойцов, в совершенстве владеющих приемами рукопашного боя.
Во всех важнейших сражениях войны — под Москвой и Ленинградом, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении территорий Украины, Белоруссии и Прибалтики, штурме Кенигсберга — самое активное участие наравне со всеми казахстанцами принимали мангистаусцы, — рассказали в государственном архиве Мангистауской области.
Вот одно из писем, сохранившихся в архиве, от 30 декабря 1944 года, написанное уроженцем Мангистау:
«Сегодня у нас небольшой мороз… скоро в Берлине побудем и приедем обратно домой. Прости, Галочка, что я написал на русском, по-казахски не могу быстро писать. Ну, пока, с приветом твой друг по детству Алексей (Авес)».
Героями Советского Союза в годы войны стали более пятисот казахстанцев, среди которых уроженцы Мангистау — Мади Бегенов и Жумагали Калдыкараев. Полными кавалерами орденов Славы стали Кемер Онгалбаев и Павел Малаев.
«Мади Бегенова призвали на фронт за несколько дней до демобилизации. В наградном листе героя говорится, что при форсировании Днепра 25 октября 1943 года взвод, в котором служил Мади, закрепился на вражеском берегу, успешно отбивая контратаки противника. При последующем продвижении Бегенов первым ворвался в траншею гитлеровцев. В рукопашной схватке он уничтожил семерых солдат и одного унтер-офицера. Воин увлек за собой отделение и заставил противника бежать. Солдаты, заняв траншеи, обеспечили продвижение советских войск», — говорится в архивных документах.
К званию Героя Жумагали Калдыкараев представлен за героизм, проявленный в сражении за Днепр. Однако получить награду боец не успел — он погиб при освобождении города Мозырь в январе 1944 года.
Победа ковалась и в глубоком тылу
В первый год войны на полуостров Мангышлак эвакуировали промышленные предприятия из Калмыкии и Дагестана. В Баутинской бухте производилась продукция, необходимая фронту. С сентября 1941 года Баутинский рыбзавод начал выпускать высококачественную вяленую рыбу для отправки на фронт. Осенью 1942 года судо- ремонтный завод начал работу по ремонту боевых катеров и переоборудованию судов, которые требовались для переброски бакинской нефти через море.
С оккупацией угольных бассейнов Украины резко возрос спрос на мангистауский уголь, который стал основным сырьем для обеспечения деятельности многих предприятий страны. Разработка угольных месторождений на полуострове, а именно в местности Таучик, началась в 1939 году. На пяти шахтах добыча велась открытым способом. Для того чтобы ускорить разгрузку угля, проложили узкоколейку от Таучика до пристани Сарташ, далее уголь доставлялся в Астрахань на баржах. На шахтах трудились женщины, старики и подростки. Жили они и работали в тяжелейших условиях.
Из докладной Смагулова, члена комиссии по проверке бытовых условий рабочих и семей красноармейцев, ушедших в армию, от 6 марта 1942 года:
«Мною проверены шахты № № 2,3 и 5, в которых работают 430 человек. В землянках живут 95% из них, керосиновое освещение отсутствует. Бани работают нерегулярно из-за отсутствия воды. Рабочим приходится мыться при открытых дверях, потому что нет окон. Вошебойки пока еще нигде не работают. Некоторые рабочие ходят полубосые. Например, забойщик шахты № 3 Тлепов Кузкен имеет сапоги, которые в некоторых местах подтянуты проволокой. Заведующие шахтами и профсоюзные организации на бытовые условия рабочих обращают мало внимания, на голос рабочих не реагируют…» Мангистаусцы отчисляли в фонд обороны свои сбережения и однодневный заработок, участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Колхоз- ник Казахстана» и авиаэскадрильи «Советский Казахстан».
Промышленные артели переключились на выполнение военных заказов. Здесь шили чехлы для саперных лопат, телогрейки, шаровары, теплое белье, одеяла.
В архивных документах сохранилось письмо А. Сагиндикова, комсомольца из Форт-Шевченко, адресованное защитникам Сталинграда в феврале 1943 года:
«Бойцы, командиры, грудью защищавшие город Сталинград! Шлю вам свой горячий братский привет. Посылаю:
1) Булки из муки 85%, — два килограмма;
2) Консервы рыбные — три банки;
3) Табак легкий — 200 граммов;
4) Спички — три коробки;
5) Носовой платок — одна штука;
6) Зубной порошок — одна коробка;
7) Бумага почтовая — 54 листа;
8) Карандаш — четыре штуки;
9) Носки теплые — одна пара.
… Товарищи бойцы! Командиры и политработники, не щадя своей жизни защищайте завоевания революции, свободу, честь и независимость нашей Родины!
Возвращайтесь домой с победой героями!»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за ударный труд звание Героя Социалистического Труда присвоено девяти нашим землякам: Н. Бейнеуову, Б. Бердибекову, У. Ескожаеву, Б. Кожашевой, К. Кожаханову, Т. Кулыбекову, Ж. Мергенбаевой, Д. Сатибаеву, С. Сисенбаеву, — рассказали в архиве.
И на женские плечи легла война
Перед животноводами встала задача быстрого увеличения поголовья скота, роста его продуктивности. Все тяготы легли на плечи женского населения полуострова, чей неимоверный труд дал возможность отправлять на фронт больше мясной продукции. Более пятисот рыбачек трудились на лове. Было создано 48 групп работающих на дому женщин. «Мангистауские женщины, откликнувшиеся на призыв московских подруг, развернули движение по сбору теплых вещей для воинов Красной армии. Осенью 1941 года они собрали 142 полушубка, 68 фуфаек, 63 пары теплых брюк, 97 шапок, 84 пары валенок, 78 одеял, 17 шарфов, 240 пар теплых носков. Матери верили: эти теплые вещи будут согревать наших бойцов не только потому, что имеют свойство сохранять тепло — фронтовики почувствуют любовь и ласку своих близких, ощутят заботу и доброту всего советского народа», — говорится в ар- хивных документах.
Мангистауские женщины заменили мужчин и на руководящих должностях. Заместителями председателей колхозов работали пять женщин, фермами заведовали 29. На партийную хозяйственную работу были выдвинуты 63 жительницы Мангистау.
Женщины сражались на фронтах в годы войны. Работницы Баутинского рыбкомбината и таучикских шахт, районных организаций стали медсестрами, связистками, бойцами батальонов аэродромного обслуживания и шоферами. Среди тех, кто первыми ушли на фронт из Баутино и Форт-Шевченко, — Н. Балашова, И. Годова, Л. Агафонова, И. Лычагина.
Мангистау — второй дом для эвакуированных
Как вспоминают историки, мангистаусцы проявили подлинный интернационализм в отношении сотен эвакуированных семей, прибывавших из временно оккупированных врагом районов.
- Особая забота проявлялась о семьях военнослужащих, инвалидах войны и раненых бойцах, о детях, потерявших родителей.
За годы войны на полуостров прибыли 672 семьи эвакуированных, 826 членов семей, лишившихся кормильца. Вопросы их размещения, питания и трудоустройства были в центре внимания местных органов власти. Жизнь эвакуированных была нелегкой, на новом месте многого не хватало. Но положение местных жителей было не лучше, нередко они делились с приезжими последним. Многие из эвакуированных после войны остались в Мангистау, он стал для них вторым домом, — рассказали в архиве.
Домом, в котором вот уже 75 лет народ живет мирной жизнью, где благодарные потомки помнят своих погибших земляков, где чтят ныне живущих ветеранов. Слава им — солдатам Великой Победы!
Гульмира САДЫРОВА