В Актау с участием акима области Ералы Тугжанова состоялась внеочередная, XХI сессия Мангистауского областного маслихата шестого созыва. Вел работу сессии секретарь областного маслихата Серикбай Трумов.
На рассмотрение депутатами маслихата были внесены коррективы в главный финансовый документ – бюджет области на 2018-2020 годы, а также изменения и дополнения в решение областного маслихата «О принятии государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства в Мангистауской области».
По первому вопросу выступила заместитель акима области Шолпан Ильмуханбетова. Она дала подробную информацию по уточнению бюджета области, подведя итоги как по целевым трансфертам, так и по другим их видам. По словам Шолпан Лазаревны, в целом по бюджету развития у нас наблюдается увеличение средств на 1,5 миллиарда тенге, уменьшение же текущего бюджета составило 350 миллионов тенге.
Сумма средств, сформированная за счет экономии по государственным закупкам (один миллиард тенге), вакансий по заработной плате (275 миллионов тенге), а также за счет различных инвестиционных проектов, переходящих на 2019-й год, в целом составила 3,8 миллиардов тенге. Объем оптимизированной суммы и приоритетных расходов, как сообщила заместитель акима области, нужно успеть освоить до конца года. Она предложила перераспределить средства в сумме 1,2 миллиарда тенге между районами и городами области. Эти средства пойдут на завершение различных реализуемых проектов и другие целевые назначения. В целом, как отметила Шолпан Лазаревна, по итогам уточнения оптимизированных средств бюджетные расходы составляют 2,6 миллиарда тенге. Первый вопрос повестки дня сессии депутатами был одобрен единогласно.
Народные избранники также одобрили и единогласно утвердили изменения и дополнения, внесенные в решение областного маслихата от 13 декабря 2017 года «О принятии государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства в Мангистауской области», которые до сессии были обсуждены депутатами на заседании постоянной комиссии маслихата.
Напомню, проект внедрения обслуживания системы видеонаблюдения «Безопасный двор города Актау» реализуется в областном центре в рамках нынешнего Послания Президента страны в целях создания комфортной и безопасной среды проживания населения. К сегодняшнему дню у нас утверждены двадцать семь проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проекты, как и перечень их и принимаемые по ним государственные обязательства также утверждаются решением маслихата. Одиннадцать из них уже запущены, остальные находятся на стадии конкурсных процедур.
В следующем, 2019-м году в местный бюджет будут заложены средства для компенсации инвестиционных затрат частных партнеров, реализующих этот проект. Стоимость проекта, который будет претворяться в жизнь в течение пяти лет, составляет 1,9 миллиардов тенге. Для его реализации на 2019-й год в бюджет заложен 631 миллион тенге. Видеокамеры слежения будут установлены в тридцати микрорайонах областного центра, а также в местах массового скопления людей – на площадях города, набережной, объектах социально-культурных назначений, остановках и т.д.
В ходе сессии депутаты выразили озабоченность рядом проблем. В частности, они поднимали вопросы качества автодорог, среднего ремонта внутрисельских дорог. Особую тревогу высказали народные избранники по вопросу освещения автотрассы Актау-Саин Шапагатов. Начиная с 14-го километра, вдоль трассы Актау-Акшукур-Саин Шапагатов нет ни единого фонаря, освещающего дорогу. Особенно тяжело отслеживать видимость трассы в вечернее и ночное время, когда поле зрения водителя ограничено лишь зоной, освещаемой фарами автомобиля. Не исключено и движение в ночное время крупного скота (верблюдов, лошадей) по трассе и вдоль дорог, что представляет большую угрозу для жизни водителей и пассажиров. Случаи столкновений с животными происходили не единожды. Эта проблема «с бородой» не может найти своего решения вот уже в течение многих лет.
Также народные избранники предлагали оставить объездные пути, прокладываемые на время строительства основных автомобильных трасс.
Озабоченность народных избранников обусловлена тем, что интенсивный поток большегрузных машин не самым лучшим образом сказывается на дальнейшем состоянии отремонтированных автотрасс, которые не предусмотрены для такой нагрузки. И, как следствие, вновь приходится выделять немалые средства на очередной ремонт дорог. Чтобы в последующем избежать таких непредусмотренных и вынужденных трат и не делать работу дважды, было рекомендовано при разработке проектно-сметной документации на строительство дорог предусматривать нагрузку на полотно до 30-35 тонн.
По итогам внеочередной сессии была утверждена кандидатура председателя следующей, двадцать второй, сессии областного маслихата. Им единогласно был избран депутат от избирательного округа №23 Калым Дербисов.