Актуальные проблемы оказания медицинской помощи в Мангистауской области часто привлекают внимание неравнодушных граждан и журналистов. Наверное, каждый горожанин сталкивался с ситуацией когда, обращаясь за помощью в местные поликлиники или больницы вместо квалифицированной помощи порой получаешь грубость. В связи с этим корреспондент газеты «ОМ» привел несколько личных пример и попросил разъяснение у руководителя областного управления здравоохранения Талгатбека Бапиева.
Что ж, у нас принято в любой ситуации все списывать на недостаточное финансирование здравоохранения. Но только ли в этом причина низкой эффективности отечественной медицины?
В ходе беседы корреспондент озвучил главе облздрава проблемы из разряда «вечных»: большие очереди на прием к врачу, нехватка квалифицированных специалистов, неэтичное отношение медицинского персонала к пациентам. Конкретными примерами было подкреплено утверждение о том, что зачастую, с точки зрения пациента, наши врачи обращаются формально, не считая нужным что-либо им объяснять. Человек, находящийся на приеме у врача порой чувствует себя перед ним как провинившийся студент. Почему так происходит, кто виноват и можно ли это изменить?
Профессия врача в любом обществе на особом счету. Это не профессия, а образ жизни. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя, о нем пишут в газетах и показывают на ТВ, то для медработников спасение жизни людей является ежедневной тяжелой работой. Не каждому под силу принять решение всю жизнь посвятить обществу, а точнее поддержанию хорошего здоровья каждого человека. Врачей, которые приняли такое важное решение, уважать крайне необходимо. Но всегда есть те, кто заставляет нас сомневаться в том, что врачи это люди, готовые всегда прийти на помощь.
Итак, одна из самых распространенных проблем городских поликлиник – неэтичное отношение врачей к пациентам. Порой причина, почему люди не могут выздороветь кроится не столько в халатности или неосторожности врачей, а сколько в равнодушии к человеческой жизни. Самое простое объяснение, которое напрашивается в таком случае, это то, что врачи слишком много работают и при этом мало зарабатывают.
Сразу хочется оговориться, что далеко не все врачи практикуют плохое общение с пациентами, однако сталкиваться с этим приходиться.
Пример. Совсем недавно я посещала областную больницу, и как только перешагнула ее порог, сразу же было понятно, что просто так пройти через регистратуру к лежащему там родственнику не смогу. За две недели посещения родственника в больнице я ни разу не встретила ни дежурного врача, ни заведующего отделением, поэтому решила навестить его не вечером, а в 11 часов утра. Как оказалось в это время посещение запрещено. Когда были внедрены эти изменения всем тридцати гражданам, которые там стояли было не понятно. Чтобы позволить мне навестить родственника и справиться о его здоровье мне пришлось идти к главному врачу и брать у него разрешение. Находясь в его приемной, мне объяснили, что он занят и придется подождать его первого заместителя. К счастью, он пришел быстро и четко объяснил мои права, успокоил, но направил к другому заместителю, который как раз решает вопросы моего характера. Вот тут я столкнулась с хамством 80 уровня. Построить конструктивного диалога с ним не получилось, потому что с самого начала он стал кричать о том, что я не имею никакого права спрашивать о состоянии здоровья родственника, и что если я чем-то не довольна смело могу писать жалобы, публиковать их в газеты. Цитирую: «Да пусть нас всех тут уволят», – кричал он. Выслушав его недовольство, мне удалось объяснить с каким вопросом я пришла, только потом он позволил мне подняться в нужное отделение. Однако и на этот раз заведующего там не оказалось, но был его заместитель. Он рассказал, как обстоят дела у моего родственника и прогноз на некоторое время вперед.
– Безусловно, разговаривать в таком тоне с пациентами нельзя. Я регулярного посещаю поликлиники и больницы области и всегда напоминаю своим коллегам о важности теплого обращения с каждым пациентом. Неважно, каково его состояние, от хорошего обращения и теплых слов хуже никому не станет, – сказал Талгатбек Бапиев.
В нашу жизнь стремительно входят IT-технологии, в том числе и в систему здравоохранения. Уже сейчас можно записаться на прием к врачу через Интернет, все операции становятся электронными. Скоро уйдут в прошлое и бумажные истории болезни, а различные мобильные приложения в телефоне помогут людям следить за собственным здоровьем без походов к врачам. Но, несмотря на это, одной извечных проблем все еще остается сложность записаться к нужному специалисту и необходимом обследовании во время острого периода болезни. И неважно была предварительная запись к врачу или нет.
Регистрация заранее по мобильному приложению на сегодняшний день практически никак не влияет на то, сколько времени пациент просидит в больнице. Причин тому несколько. Первая – непунктуальность врачей. Отчасти их понять можно, ведь работа сложная, кто-то работает в двух местах одновременно, но и у жителей есть работа и время на прием ограничено. Вторая причина – если молодежь легко осваивает и принимает новые технологии, то существует часть горожан, для которых это сложно, например старшее поколение. Они не регистрируют очередь в мобильном приложении, а по старинке приходят и сидят в очереди. Как, например, в местной поликлинике «Сеным-Доверие». Бесконечные очереди заставляют нервничать даже самых стойких. Чтобы попасть на прием к педиатру, обслуживающему 32а микрорайон и быть третьим или пятым по счету в очереди необходимо за час приехать до начала приема врача. А чтобы быть первым – за два часа. Некоторые могут подумать, что это ложь и бывает так не каждый раз. И тут я вынуждена поспорить, потому как сама являюсь жительницей 32а микрорайона и регулярно посещаю педиатра. Чтобы не заставлять своего ребенка часами просиживать в помещении, в котором нет окон, чтобы проветрить его да еще и когда повсюду дети и взрослые, не отличающиеся отменным здоровьем, мне приходится отправлять за полтора часа до начала приема свою маму, а самой приезжать позже с ребенком. К слову стоит отметить и положительную сторону – педиатр, который обслуживает данный микрорайон – квалифицированный и всегда идет на встречу при любых обстоятельствах. Если тут ситуация ясна – никаких электронных очередей нет, между тем очередь продолжает место быть, то что делать в ситуации когда ты записан заранее, а врач опаздывает, бабушки и дедушки ждут, кого первым примет врач? Есть те, кто зарегистрировал очередь, а вот что делать тем, кто пришел заранее и просидел, например, больше часа.
Цифровизация в скором времени поможет обходиться без бумаг и это замечательно. Но, как оказалось, к этому особо не готов ни персонал, ни сами пациенты. Не такой уж проблемой являются электронные доступы или электронные медицинские системы, проблемой является способность персонала и самих пациентов следовать этим новым стандартам.
– В Актау население более 250 тысяч человек и всего функционирует две поликлиники №№ 1 и 2. Поликлиника № 1, находящаяся в 7 микрорайоне, обслуживает 107 тысяч человек. Это огромная нагрузка и по статистике введение цифровизации улучшило качество услуг. К примеру, поликлиника «Сеным» обслуживает полторы тысячи человек, но так как она не подведомственна областному управлению здравоохранения ответственность за нее и другие частные поликлиники, взявшие государственный заказ, мы не несем. В настоящий момент мы работаем в пилотном режиме по внедрению цифровизации в поликлиники области. Обучаем всех специалистов. Мобильными приложениями уже пользуются около семидесяти тысяч человек. Перинатальные центры городов Актау и Жанаозен, а также Каракиянского района уже полностью перешли на безбумажный документооборот. До конца этого года будет обеспечен полный переход отрасли на ведение медицинской документации в цифровом формате, – сказал Талгатбек Бапиев.
Из этого следует, что качество приема пациентов врачами зависит отнюдь не от того цифровизирована поликлиника или нет. Ситуация с неэтичным отношением некоторых медработников не изменится, пока не изменяться люди, которые работают в медицинских учреждениях. Даже бесконечные очереди могут повлиять на нервозное состояние граждан, если врачи будут относиться с теплом к своим пациентам.