Согласно постановлению Правительства РК «О некоторых вопросах министерств здравоохранения и национальной экономики РК» в 2017 году Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК реорганизован путем выделения из него Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения. Соответственно департамент по защите прав потребителей Мангистауской области (ДЗПП МНЭ РК) переименован в департамент охраны общественного здоровья МО (ДООЗ МЗ РК). На горячей линии в редакции газеты побывали представители департамента: и.о. руководителя ДООЗ МЗ РК Нурлан Абугалиев, руководитель отдела санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами Баян Сатканбаева, руководитель отдела санитарного надзора за промышленными и коммунальными объектами Галия Жумажанова, руководитель отдела эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями Жадыра Тилеубергенова.
Журналист: Прежде чем в редакцию позвонит кто-то из горожан, желающих задать вопрос, расскажите, пожалуйста, Нурлан Набиевич, каким образом изменения в законодательстве повлияли на вашу структуру, в чем теперь заключаются ваши функции?
Нурлан Абугалиев: Прежде всего, я хочу отметить, что данная реорганизация связана с Посланием Президента страны Н.Назарбаев «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность», где в четвертом приоритете одной из задач обозначено улучшение всех параметров здравоохранения. И департамент в новом виде создан по образцу европейских стран, как аналог лучших практик заботы о здоровье. Разница в том, что если раньше мы занимались в основном инфекционными заболеваниями, то теперь к нам добавились и неинфекционные. Это новое для нас направление.
На сегодня мы руководствуемся четырьмя основными приоритетами, связанными с тем или иным актуальным для современного общества заболеванием: сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания, онкология, хронические обструктивные болезни легких, а также в нашей компетенции отравления.
Методика работы охватывает как регулярный мониторинг общих здравоохранительных параметров, так и прямые обращения гражданского населения. Также у нас разработан график плановых проверок эпидзначимых объектов, относящихся к группе высокого риска. Но здесь следует пояснить, что в виду указания Президента об ограничении проверок объектов малого и среднего бизнеса, таких объектов как магазины, парикмахерские – они будут на контроле, но проверять мы их не будем. Только в случае поступления жалобы. Следует знать, что любую проверку мы санкционируем через управление правовой статистики прокуратуры.
Журналист: То есть департамент перешел в подчинение Минздрава, соответственно вы теперь территориальное подразделение Комитета защиты охраны общественного здоровья. А кому переданы функции по защите прав потребителей?
Нурлан Абугалиев: Этим теперь будет заниматься Антимонопольный комитет. Но к нам, как я уже сказал, перешли функции Комитета качества медицинской фармацевтической деятельности (ККМФД). Таким образом, наши задачи в целом остались в пределах прежней компетенции – руководство и регулирование в сфере общественного здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроля за качеством медицинских услуг; контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым населению; в области безопасности пищевой продукции и производства органической продукции, а также соблюдения стандартов в области здравоохранения, осуществление межотраслевой координации, регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции.
Венера Олжабаева, житель Мунайлинского района: Скажите, какие сегодня существуют возможности обратиться в ваш департамент с жалобой, например, жителям районов? Не всегда же есть возможность попасть в областной центр? И каким образом можно подать жалобу?
Нурлан Абугалиев: Да, у жителей районов и отдаленных сел не всегда есть возможность приехать в областной центр, но сегодня это и не требуется. Для улучшения ситуации мы позаботились, чтобы они на местах могли решать имеющиеся вопросы. Наш департамент имеет семь территориальных подразделений, которые называются управлениями охраны общественного здоровья: в Актау, Жанаозене, а также во всех пяти районах области. Сейчас, правда, еще идет реорганизация, формируется штатное расписание и т.д., но работе это никак не мешает. По области работает 109 специалистов, к нам присоединили два отдела из контрольно-медицинской деятельности, они тоже будут работать не только с обращениями, но и по вопросам стандартов в области здравоохранения, лечения, пребывания в стационаре, качества проводимого лечения. Для нас это тоже новое направление, так что пока осваиваемся.
Жалобы желательно присылать в письменном виде, но это не значит, что мы не будем реагировать на сигналы, которые поступают по телефону или анонимно. Можно отправить жалобу в электронном виде. У нас же в областном центре, непосредственно в департаменте работает канцелярия, где примут и зарегистрируют обращение, а также работают телефоны: 50 14 29, 50 56 66; 50 19 09, 50 69 96.
Айгуль Адбурахманова, г. Актау: Вот сейчас наступает жаркий летний период, как вы к нему готовы, какие опасения имеются и вообще как можно охарактеризовать общую эпидемиологическую обстановку в регионе?
Нурлан Абугалиев:Должен сказать, что эпидемиологическая ситуация в регионе с каждым годом улучшается. Это связано с повышением уровня жизни населения, здесь все имеет значение: качество воды, питания, условия проживания и многое другое. Уже длительное время в области не регистрируются такие болезни как паратиф, менингококковая инфекция, дифтерия, столбняк, корь, краснуха. Но здесь важно отдать должное и такому направлению работы, как вакцинология. Кстати, в этой связи хочется в очередной раз обратить внимание на то, что, несмотря на единичные случаи неудачной вакцинации, эта погрешность абсолютно допустима, и создавать проблему, я считаю, не правильно. Вакцинацию надо проводить. На сегодня один из примеров негативных последствий отсутствия должной вакцинации можно наблюдать в Украине, где в результате дестабилизации социальной обстановки сразу же начался подъем уровня заболеваемости по ряду болезней, о которых люди в обычной жизни забывают. Это яркое свидетельство того, что своевременная вакцинация делает свое дело. Просто нужно сделать абсолютно прозрачной и достоверной информацию о том, какого качества вакцины и у каких производителей мы приобретаем. Министерство здравоохранения проводит эту работу на высочайшем уровне, закупаются вакцины в странах, которые сегодня являются ведущими и гарантируют качество, это Франция, Индия, Россия.
Жадыра Тилеубергенова, руководитель отдела эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями:Ну а мы, как санитарная служба, естественно делаем большой акцент на профилактической работе. Она ведется как практически, так и теоретически. Во главу, конечно, ставится культура гигиены – один из главных залогов здоровья человека. Гигиена в равной степени касается всех категорий населения и не может быть кому-то важна, а кому-то нет. Соответственно уже с детских лет людям объясняют ее значимость сначала родители, затем воспитатели и учителя. Такая простая процедура как мытье рук – а в жаркое время это нужно делать почаще – обеспечивает нам большой процент уверенности, что инфекции не попадут в организм.
Профилактическая работа проводится в виде семинаров, которые организовываются для представителей, как медицинского звена, так и работников детских садов, колледжей, школ, университетов, объектов предпринимательской деятельности и т.д. Также под мониторинг попадает безопасность условий труда, пищевых продуктов, окружающей среды, в соответствии с планом проводятся исследования почв, воды, воздуха. Все необходимые исследования проводятся на базе нашей лабораторной службы.
Журналист: Раз уж мы коснулись лабораторных исследований, расскажите, насколько департамент на сегодня оснащен в материально-техническом плане, ведь проведение исследований требует совершенно определенных условий?
Нурлан Абугалиев: Это наша подведомственная организация – мангистауский филиал РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы», лаборатория действует и в областном центре и в районах, где на минимальном уровне проводятся все самые необходимые исследования. В случае же возникновения каких-то более тонких, объемных работ, образцы отправляют к нам в департамент. Мы на своем уровне делаем почти 90% всех необходимых исследований и лишь в крайних случаях, бывает, обращаемся в республиканский центр.
Айкумыс Джетенова, Актау: Я слышала, что сегодня идет такая тенденция, что на бизнес-объектах, работающих в сфере питания, теперь совсем не будет проверок. Но кто же будет отвечать, если вдруг что-то случится, ведь все что связано с питанием должно быть под контролем?
Баян Сатканбаева, руководитель отдела санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами: Как уже говорилось, количество проверок на предприятиях сокращается, но там внедряется внутренний производственный контроль. Сам производитель должен отвечать за выполнение требований санитарных норм и если при этом будут регистрироваться инфекционные заболевания, пищевые отравления, то хозяин ресторана, магазина, пекарни и т.д. будет нести ответственность за это. Это значит, что предприятия должны заниматься самоконтролем, иметь санитарного врача.
Мы же будем делать акцент на статистическом анализе, проводить статистический мониторинг, и сейчас в республике пересматриваются наши санитарные правила, требований будет меньше где-то на 50%. Раньше, например, мы проверяли, температурный режим в холодильниках или толщину омлета в точках общепита, так как она должна быть 3 см! Но этим технолог должен заниматься. Или размещение стеллажей с продуктами: должно быть от пола 50 см, от стен 5 см и т.д. Что же мы должны ходить и замерять эти параметры?… Но ведь это забота хозяина, чтобы у него все соответствовало нормам, в конце концов его отношение к собственному делу это показатель его социальной ответственности. Все новшества направлены на то, чтобы избежать порочной практики, когда люди, успешно извлекая прибыль в результате предпринимательской деятельности, работают для галочки в отношении санитарных норм, то есть заполняют фиктивные формы. И наш дозвонившийся в редакцию читатель прав – это отношение к людям, к обществу, к государству, которое создало условия для бизнеса. Так вот данная политика направлена на то, чтобы владелец был ответственным, и пока нет жалоб, мы не трогаем, но если уж жалобы поступят, мы сделаем со своей стороны все, чтобы человеку не хотелось повторить опыт.
Кайрат Бектлеуов, г. Актау: Я предприниматель и мне хотелось бы узнать, какие государственные услуги оказывает департамент представителям малого и среднего бизнеса?
Галия Жумажанова, руководитель отдела санитарного надзора за промышленными и коммунальными объектами: Это очень хороший вопрос. Предоставляется 7 видов госуслуг: выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии объекта высокой эпидемиологической значимости, например, планируется открытие предприятия по выпуску какой-то пищевой продукции – мы выдаем заключение. Это делается на основании представленной документации и с выездом на место. Выдаем заключение о присвоении учетного номера объекту по производству и изготовлению пищевой продукции: кто производит пищевую продукцию должны иметь учетный номер. Заключение на проекты строительства и реконструкции объектов высокой эпидемической значимости, на проекты генеральных планов, застройки сельских населенных пунктов и объектов, осуществляющих эмиссии в окружающую среду. Заключение на работу с микроорганизмами для бактериологических лабораторий. Заключение на регистрацию/перерегистрацию детского питания, пищевых и активных добавок. Заключение на присвоение квалификационной категории санитарно-гигиенического профиля. А также санитарно-экологическое заключение на согласование сроков годности и условий хранения пищевых продуктов.
Но помимо этих семи добавилось еще два новых вида, связанных с медицинской деятельностью: сертификат на медицинскую деятельность, и свидетельство на медицинскую деятельность с присвоением квалификационной категории. Государственные услуги в нашей стране, как известно, бесплатные.