Выворачивающая нутро вонь, дикая антисанитария, мерзость запустения… В таких условиях вот уже пять лет живет мать с сыном прямо в центре города, в 8 доме 5 микрорайона. Соседка этого семейства известная всем нам фронтовичка Анна Григорьевна Морозова буквально криком кричала в трубку редакционного телефона «Помогите». Пять лет она и другие соседи пытаются справиться с ситуацией, сложившейся в их подъезде. Совершенно очевидно, что здесь давно требуется решительное вмешательство компетентных органов. Однако последние не спешат.
Хозяйку 16 квартиры Марию Петровну Шамаилову, пожилого человека, ветерана трудового фронта постигла несчастная участь – потеря рассудка. Соседи регулярно видят ее блуждающей около дома или ее приводят посторонние люди, совершенно потерянную, раздетую, босую, а в последнее время болезнь, видимо, прогрессирует и женщина стала все чаще выходить на улицу без нижнего белья, например, в одной кофточке. Живет она с сыном Сергеем, который ведет, как это раньше говорили, аморальный образ жизни. С некоторых пор работать он не может, так как сломал ногу и сейчас нога гниет, требуется хирургическая помощь, но мужчина махнул на себя рукой и категорически отказывается лечиться. Передвигается он на четвереньках, но пьет регулярно – на пенсию матери. К нему часто приходят бомжеватого вида люди. По словам соседей, которые своими ушами слышат вопли несчастной женщины и отрывочные, но вполне недвусмысленные крики, дело часто доходит до насилия, а уж избитой в кровь ее видят регулярно. Женщина периодически стучит в двери к соседям, видимо, в поисках безопасности.
Рассказывает Ахмедова Сагидат, соседка из 15 квартиры: «Первое время мы ее пускали – жалко, но долго так продолжаться не может – человек болен, неадекватен, а у нас трое маленьких детей. И вообще живем как на пороховой бочке. Мало ли что могут натворить в пьяном угаре люди? Он с друзьями в нетрезвом состоянии, курят в квартире, при этом они что-то готовят, пользуются газом. Что угодно может случиться! А кто потом будет отвечать? Зловонный запах стоит на весь подъезд… А самое ужасное, что у них завелись клопы, это рассадник паразитов. Мы обращались к участковому, но толку нет. Консультировались у адвоката, он сказал, что это работа участкового, он должен принять меры и оповестить соответствующие органы. Но участковый со своей стороны тоже говорит, что написал заявления в СЭС и в психдиспансер, но толку никакого».
Анна Григорьевна также рассказывает, что недавно в третий или четвертый раз приезжал другой сын несчастной женщины, он с семьей живет в России, семья несостоятельная, так что мужчина сказал, что больше приехать не сможет. Но все, что от него зависело, он сделал. В частности написал заявление с просьбой о госпитализации его больной матери в специализированное медучреждение. Также он договорился с каким-то хирургом, что тот сделает операцию на ноге, но Сергей категорически отказался. До недавнего времени Анна Григорьевна из сострадания брала женщину к себе с ночевкой, но как только обнаружила дома клопа – прекратила смелые эксперименты.
Соседи также написали коллективное письмо в «Нур Отан» в органы соцзащиты и постоянно держат связь с участковым Бериком Джаулбаевым. Он приходит в квартиру периодически. Иногда насильно выгоняет приходящего друга Сергея – бомжа. А потом отпускает и тот снова приходит к ним ночевать и мерзость продолжается.
– Мне непонятно, – говорит Анна Григорьевна, – почему никто ничего не делает, ведь мы как соседи сделали уже все от нас зависящее? Участковый все ссылался на какой-то новый закон, дескать, он не имеет возможности ничего поделать, пока не будет письменного заявления и согласия на определение бабушки в психоневрологический интернат. Но ведь брат из России уехал две недели назад, он оставил заявление, чтобы его мать забрали в специализированное учреждение?!.
Участковый 5 мкр. Берик Даулбаев в свою очередь сообщил по телефону, что на данный момент вся загвоздка в том, что старший сын написал заявление не в тот адрес, он написал на органы соцобеспечения… И только теперь, участковый написал ходатайство уже в адрес ОПНД (областной психоневрологический диспансер), чтобы специалисты провели обследование женщины и дали заключение. Без него, якобы, определить в ОПНД женщину не получится. Но ответа пока нет.
Единственными, кто отреагировал оперативно, стали сотрудники первой городской поликлиники, они откликнулись на письмо и взяли у бабушки все необходимые анализы, чтобы определить состояние ее физического здоровья.
Журналист побывала в доме этих несчастных людей. Больше одной минуты выдержать невозможно – запах нечистот вызывает рвотные спазмы… Бесконечно жаль людей, дошедших до крайней стадии обесчеловечивания… Сергей агрессивен и на призывы лечиться, ответил кратко: «В морге меня вылечат»… Мария Петровна ведет себя тихо, словно и нет ее... Ну, а пока бюрократическая машина набирает обороты, по дому бесшумно расползаются клопы …