Одним из важных подразделений здравоохранения является служба скорой и неотложной медицинской помощи, которая носит приоритетный характер в системе обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. По данным ВОЗ, из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе в мире около 20% лиц погибает, что и определяет повышение роли скорой медицинской помощи населению в системе здравоохранения. О работе ГККП «Актауская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи» («АГСС и НМЛ») рассказал главный врач учреждения Болат Тайшибаев.
– Болат Сарсенович, расскажите о структуре вашей организации.
– ГККП «АГСС и НМП» расположено в нетиповом здании родильного дома по адресу первый микрорайон, здание №4 и занимает полтора этажа. В район обслуживания входят город Актау, поселки Умирзак и Приозерный, аэропорт, зона отдыха, а также промзона. Помимо этого, согласно приказу областного управления здравоохранения мы обслуживаем аварийно-опасные участки дороги в радиусе 60-70 км от города Актау. Мы работаем в круглосуточном режиме в четыре смены. Каждая смена имеет руководителя подразделения (старший врач смены), трех диспетчеров (два диспетчера по приему вызовов, один старший диспетчер), фельдшера заправочного кабинета, пять врачей-терапевтов линейной бригады, двух педиатров, одного врача-реаниматолога бригады интенсивной терапии, одного врача-кардиолога, и 15-16 водителей.
Вызовы принимаются в диспетчерской двумя каналами телефонной связи «103»,а также в диспетчерской имеется городской телефон 50–90–03. Прием вызовов ведется тремя диспетчерами: запись вызова производится в журнале вызовов, затем заносится в компьютерную программу, откуда выводится карта вызова и передается бригаде по рации, если она находится на линии.
– Скажите, а какой диагноз самый распространенный или наиболее чреватый по части смертности?
– Сегодня нашей главной задачей является оказание помощи при остром коронарном синдроме – диагнозе-лидере по смертности во всем мире. Мы работаем над тем, чтобы не только врачи, но и фельдшеры могли диагностировать и оказывать догоспитальную помощь в таких случаях. Поэтому на станции создана теоретической база для студентов и новичков медицины по всей области. Это учебный класс, оснащенный всем необходимым, а именно муляжами, учебными пособиями, схемами, плакатами, ноутбуком, проектором, лечебно – диагностической информацией на стендах по диагностике и лечению ургентных состояний, а так же аппаратурой и оборудованием, которым на оснащении бригады скорой медицинской помощи.
– Пожалуй, главный вопрос, который интересует население, почему скорая помощь не всегда скорая?
– Увеличение количества опозданий объясняется увеличением общего количества вызовов, а также одновременным их поступлением в короткий промежуток времени и дни недели, недостаточным количеством выездных бригад, перегруженностью дорожных магистралей, неодинаковым радиусом обслуживания. В «час пик» – с 18.00 (поликлиника прекращает свою работу) до 24.00, поступает 80 процентов всех вызовов, ежечасно поступает 20-30 вызовов. В этот промежуток времени нам сложно охватить всех больных скорой медицинской помощью, которая оказывается и при непосредственном обращении на подстанцию больных или их родственников.
Вызовы обслуживаются по принципу срочности. В первую очередь бригады выезжают на неотложные вызовы – ножевые, огнестрельные ранения, другие увечья, инфаркты миокарда, а также к детям до одного года (температура, судороги и т.д). Остальные случаи обслуживаются в течение получаса. Норма вызовов в день составляет 206, в летний период идет увеличение до 260, в основном, за счет детей, застуженных под сплит-системами или на море, а также отравлений.
Главное положение о работе скорой помощи – доступность 15 минут. Из-за роста городского населения, а его численность составляет более 184 тысяч человек, на основании Постановления Правительства М3 РК № 1463 от 04.12.201 года, открыта подстанция № 2, находящаяся по адресу 28 микрорайон, здание бывшего автовокзала. Подстанция является основным структурным подразделением нашей станции, где размешены бригады скорой помощи и санитарный транспорт, созданы все условия труда. Подстанция скорой медицинской помощи дислоцируется на территории города с учетом численности населения планировочных зон. При этом учитываются места массового скопления людей, потоки их передвижения, интенсивность движения транспорта по основным магистралям, условия транспортировки пациентов в лечебное заведение.
– Как вы оцениваете качество медицинской помощи, которую ваши специалисты сегодня способны оказать?
– Ошибки и жалобы бывают, но их не много. Они не связаны со смертностью или другими серьезными проблемами со здоровьем и жизнью людей. Люди наблюдательны, они, к примеру, недовольны тем, что врачи забывают вымыть руки, или допускают нарушения этики. Мы с этим боремся. У нас проводится ежедневный внутренний аудит. Лично я контролирую карту каждого пациента, доставленного в больницу, в особенности – беременных женщин и детей до одного года. Если они не доставлены в больницу, их должен обслужить участковый врач, это мы строго контролируем.
– Не секрет, что в области медицины на «скорой» работать сложнее всего. Расскажите о кадровом потенциале службы?
– Несмотря на нехватку кадров, а на сегодняшний день скорая помощь обеспечена врачами лишь на 35%, отбор у нас строгий. Некоторые молодые врачи специально стремятся попасть на работу в скорую помощь, чтобы набраться опыта. Однако только на основании диплома молодых специалистов принимать не получается: их знания не всегда отвечают требованиям. Те кто только окончил учебное заведение, проходят двухнедельную стажировку, далее комиссия проводит аттестацию новичков. Тех, кто не справляется, оставляем еще на две недели, если они и далее не проявляют желания работать, мы не принимаем, предлагая им поискать работу в других медучреждениях, где рядом всегда есть старшие опытные коллеги. На скорой такой возможности нет.
Что касается специалистов с дипломами других государств, мы принимаем их на работу, так как их документ о высшем образовании проходит нострификацию через Минздрав. Специалистов, окончивших медицинские вузы таких стран как Узбекистан, Туркмения можно назвать медиками со средним уровнем знаний. Врачи, окончившие вузы Казахстана, показывают знания лучше. А вот знания выпускников местных колледжей зачастую оставляют желать лучшего – многие обладатели «красных дипломов» не имеют элементарных знаний об остром коронарном синдроме. К сожалению, у нас нет возможности приглашать медицинских работников из других регионов из-за отсутствия соцпакета и жилья. Общежитие, построенное для медицинских работников на 20 мест, не может вместить всех. Только в текущем году я трижды выезжал в Алматы, Актобе для привлечения в регион специалистов, которые хотели бы работать в Мангистау, но из-за отсутствия жилья или так называемых «подъемных», которые городским бюджетом не предусмотрены, к нам не едут. Добавлю, что многие из местных медиков, кто мог бы трудитьсяв городской станции скорой и неотложной помощи, устроились в различные частные компании, где хорошая заработная плата, соцпакет, и комфортные условия труда.
– Как Вы оцениваете уровень заработной платы работников?
– Платные услуги мы не оказываем. Оплата труда формируется за счет бюджета. Специалисты работают по ставке (сутки работает – трое отдыхает, что в месяц составляет 7-8 дежурств) и получают за дополнительные выходы на работу. Заработная плата медиков скорой помощи выше оплаты труда работников поликлиник, больниц и т.д. По ставке врач скорой помощи получает около 120 тыс. тенге в месяц, при графике работы через сутки зарплата составит около 180 тыс. тенге. Но тут следует учитывать некоторую специфику, такие социальные и психологические факторы, как невысокая заработная плата, отсутствие уважения со стороны населения, обслуживание специфического контингента пациентов (бомжи, пьяницы и др.) не лучшим образом влияют на персонал скорой медицинской помощи.
– Качество экстренной медицинской помощи зависит также от материально-технической обеспеченности, какая работа ведется в этом направлении?
– Сам я работаю на этой должности с 1992 года, по сравнению с предыдущими годами становления независимого государства у нас произошла масса позитивных изменений. Оснащенность бригад медицинским оборудованием улучшилось. Обеспеченность лекарственными препаратами достаточная для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Так, каждая выездная бригада имеет ящик с полным набором медикаментов, аппарат для искусственной вентиляции легких, как стационарный, который находится на базе санитарной автомашины, так и портативный, мешок «Амбу», электрокардиографы, дефибрилляторы, механический аспиратор, воздуховод, роторасширитель, языкодержатель, щит для транспортировки больных с повреждением позвоночника, носилки универсальные, набор транспортных шин, пневматические шины, инструментарий для ухода за больными и др. Дополнительно для фельдшерских бригад имеется стерильный родовой пакет. Каждый врач терапевтической бригады владеет техникой снятия и расшифровки ЭКГ. Техникой снятия ЭКГ владеет также каждый фельдшер.
Как вы знаете, в 2011 году было приобретено за счет средств республиканского бюджета, семь санитарных автомобилей «HYUNDAI». На данный у нас момент на балансе 26 автомашин, обеспеченность автотранспортом составляет 95% . Ежедневно на линию выезжает 15-16 автомашин. Все автомобили радиофицированы с радиусом действия до 20 км на частоте 41-49 мгд. Водители работают в режиме 24 часового рабочего дня. Хотелось бы, конечно, увеличить количество карет скорой помощи, но для этого необходимо увеличение штата, а это, как я уже говорил, сложно.
– Расскажите о планах на будущее.
– В целях повышения качества оказания услуг и решения неотложных проблем нашей службы необходимо строительство типового здания в центре города, увеличение количества дежурных бригад согласно нормативам в расчете на численность населения, причем делать это необходимо, обратив особое внимание на категорийность. Также нужно особо контролировать переподготовку врачей и средних медработников. Помимо этого, необходимо приобретение ретранслятора для более качественной связи диспетчерской с санитарным автотранспортом, электронные планшеты для быстрой передачи информации, что позволит более своевременно оказывать помощь, также нужно доукомплектовать все выездные бригады 12-канальными аппаратами ЭКГ. Для оперативности работы необходимо внедрить проект «Е-скорая», над этим мы сейчас работаем.
– Спасибо за интервью.