Мангистауские школьные педагоги, выполняя приказ министра образования и науки РК о третьем уроке физкультуры, рискуют здоровьем и жизнью детей. Нововведения в школах области, в том числе и в областном центре, уже вызвали большие нарекания со стороны учителей и родителей учеников. Как известно, появились три обязательных урока физкультуры в неделю вместо двух... Цель, несомненно, преследуется благая, но вот как всё организовано – большой вопрос.
Напомним, что с 1 сентября 2013 года Премьер-Министр Казахстана Серик Ахметов поручил министерству образования восстановить уроки физической культуры в школах республики до 3 часов в неделю с нового учебного года. На тот момент глава агентства по спорту и физической культуры Ерлан Кожагапанов говорил: «Мы должны призывать наших детей и родителей к занятию спортом, дети ведут малоподвижный образ жизни, сидят у компьютера, детям надо выходить на улицу – заниматься спортом, наша задача создать детям условия, для того чтобы они могли полноценно заниматься спортом».
Действительно, с этим не поспоришь, наши дети сегодня мало бывают на свежем воздухе, практически не занимаются спортом. Третий урок физкультуры – это возможность оттянуть их хотя бы на час от компьютеров и телевизоров. Но у нас – хотели как лучше, а получается как всегда!
Жизнь показала: многие школы оказались не готовы к столь резким коррективам. Изменения в школьном расписании произошли. Но главное не в этом – для реализации идей высоких чиновников не подготовлена соответствующая материальная база. Сейчас директорам приходится действовать на свой страх и риск, поскольку многие школы элементарно не рассчитаны на третий час по «физре».
К примеру, в одной из средних школ города Актау, а именно СШ №7 имени Н. Марабаева, на уроках физической культуры занимаются постоянно по три класса одновременно. И ладно бы одинаковые параллели или классы близкие по возрасту (5-6; 6-7;9-10...), а то бывает 5-7-11, или 6-8-10... Шум, гам, в одном классе
пытаются объяснить тему, задачи урока, а в другом еще дети не успокоились или урок не начался, а третий... Ни побегать нормально, ни разминку провести, ни поиграть... А соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических норм? О какой физической культуре может идти в таком случае речь? Короче куча проблем!
Это только первый момент. Второй – в большинстве общеобразовательных учреждений города и области существует только один спортивный зал. И раньше-то в нем порой занимались по два класса. Теперь – по три. Более того, начальные классы мыкаются по коридорам или занимаются на улице в верхней одежде – шапки, шарфы, именно в таком виде дети совершают пробежки вокруг школьного стадиона. А потом педагоги сетуют на плохую посещаемость ввиду болезни детей. Третья сторона вопроса – раньше при школах ребята занимались в спортивных секциях. Сейчас это практически невозможно, так как многие школы работают в две смены, и соответственно, школьники второй смены в такой же тесноте занимаются на уроках физкультуры.
В спортзале по 70 детей занимаются, на одного три-четыре метра получается, а по норме для занятия физкультурой на ребенка нужно, минимум, по шесть. Это же чревато травматизмом и прочими последствиями.
Ну, и четвертая проблема, пожалуй, тоже очень значимая – маленькие раздевалки еле вмещают один класс, не говоря уже о трех. Где тут будет соблюдена гигиена, санитарные нормы? А еще если вдруг кому-то в туалет захочется, то тут уж через весь первый этаж, а потом на второй надо бежать…
Понятно, что у руководства школы просто нет другого выхода, как проводить занятия одновременно. Все понимают, что под 3 часа занятий физкультурой в течение недели должна быть соответствующая база, а так получается один формализм, хорошую очередную идею дискредитируем…
Никто не против. Ребенку необходима физическая культура не для того, чтобы у него были спортивные успехи, а чтобы он мог быть собранным, мобильным, закаленным, умел группироваться, чтобы не получить травму при падении на улице, дома, да где угодно.
Сегодня одним из приоритетов в образовательной деятельности СШ №7, да и не только этой школой, становится
развитие и укрепление здоровья детей. Но между тем, с сожалением, констатируют педагоги и родители, не создаются условия для полноценных занятий физкультурой и спортом в рамках школьного учебного процесса. Встает вопрос: или строить новое здание для физкультурных занятий, или уменьшать количество часов. Какой выход? В разговоре с руководством школы, а также с членами попечительского совета выяснилось, что есть вариант строительства пристройки к спортзалу, причем в два этажа. По задумке руководства школы в этом дополнительном к спортзалу помещении будут размещены просторные раздевалки, проведена канализация и обустроена туалетная комната. А на втором этаже предполагается оборудовать тренажерный зал.
Действительно, отличный выход! Тем более что строительство новых отдельных зданий в масштабе города маловероятно из-за дефицита соответствующих свободных территорий. А данный проект можно реализовать посредством государственно-частного партнерства, тем более что местных строительных организаций у нас в городе достаточно, чтобы помочь с решением этой наболевшей проблемы – и местный стройматериал, и местные специалисты, соответственно и стоимость такого объекта доступная, тем более, если найдется типовой проект. Будем надеяться, что кто-то заинтересуется возможностью начать свой бизнес в спортивной сфере, при этом, оказывая помощь педагогам и создавая все условия для занятий физической культурой в данной общеобразовательной школе.
Большая просьба, задуматься о наших детях и найти правильное решение.