В Актау 23 ноября завершил работу 7-ой Международный форум таможенных администраций по вопросам содействия и облегчения торговли между странами Шёлкового пути.
На фоне обсуждения глобальных инициатив Президента страны Нурсултана Назарбаева, работа по упрощению перевозки товаров по Шелковому пути, может быть, покажется скромной, но выступая на форуме аким Мангистауской области Алик Айдарбаев значимость возрождения этой древней транзитной магистрали подчеркнул особо. И отдельно отметил роль Мангистауской области.
Если разобраться, то для продвижения товаров из Китая в Европу и обратно в Мангистау действительно сделано многое и делается ежедневно. Участвуют в этом важном деле и транспортники, и таможенники, и многие другие службы.
Президент порта Актау Михаил Ялбачев, который участвовал в форуме, отметил, что товарооборот между странами нового Шёлкового пути растет.
Морские порты Каспийского моря находятся в постоянном сотрудничестве, и всеми силами стараются помочь перевозчикам товаров из разных стран.
Одним из важнейших вопросов актауского форума были вопросы упрощения таможенных процедур и уменьшения административных барьеров на пути продвижения грузов и товаров.
Михаил Ялбачев отметил, что у порта Актау очень хорошо складываются отношения с российскими коллегами, неплохо продвигается работа с портами Ирана и Азербайджана.
За десять месяцев текущего года через порт Актау перевезено больше 4,5 миллионов тонн грузов. Из Казахстана в соседние страны на экспорт идут преимущественно зерно и металл. И спрос на них с каждым годом увеличивается.
С увеличением спроса растут и чаянья сотрудников порта Актау, как отметил Михаил Ялбачев.
– Порт показал, что он может работать, потенциал у нас есть и это не предел. В следующем году мы планируем перевозить через порт еще больше металла.
В прошлом году у порта Актау были проблемы с паромными переправами. Порт не успевал работать с грузами, а таможенники затягивали оформление документов. В результате в порту на таможне скапливались десятки большегрузных фур.
Но проблема была решена после того, как порт начал по принципу одного окна.
– Процесс оформления документов сократился на 10 часов, – подчеркнул Михаил Ялбачев. – Сегодня разгрузочно-погрузочные работы на причалах выполняются в течение всего двух часов. Кроме того, выросла и пропускная возможность большегрузного транспорта. Если раньше за месяц через морские ворота Казахстана проходили только 600-700 грузовиков, то сегодня уже полторы тысячи.
Улучшение в работе Актауского порта отметил в ходе форума и Госман Амрин, заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.
По его словам, положительный опыт порта Актау Правительство в данный момент распространило на многие другие центры таможенного оформления в Казахстане.
– Мы поняли, что нужно жестко лимитировать время каждого госоргана, участвующего в прохождении товаров через таможню и так далее… Чтобы не препятствовать прохождению грузов, – подчеркнул он.
По итогам форума участники приняли Актаускую декларацию, в которой заявлено о намерении: повышать интенсивность работы транспортных коридоров для ускорения перевозок и стимулирования их привлекательности; активизировать сотрудничество между странами Шелкового пути посредством осуществления и согласования важных проектов, таких как «Караван-сарай», «Один пояс – один путь» и других значимых инициатив в регионе; использовать международные инструменты для упрощения процедур в торговле, применять соответствующие механизмы согласно рамочным стандартам безопасности ВТамО; проводить дальнейшую модернизацию процедур пересечения границ, улучшать существующую инфраструктуру, а также активизировать усилия по внедрению высокотехнологичного оборудования для таможенных проверок.