В Мангистауском областном филиале партии «Нур Отан» под председательством Тлектес Болатбаевой прошлозаседание экспертной комиссии «Образование», заслушавшей отчет руководителя областного управления образования Зейнеп Тастемировой о готовности школ области к новому учебному году. Второй вопрос повестки дня поднял одну из актуальных проблем времени – ношение хиджабов в школьных учреждениях, и как решается сегодня эта проблема?
И вновь – трехсменка?
Число детей школьного возраста в областирастет год от года. Если в прошлом году общее число школьников к началу учебного года составило чуть более шести тысяч, то первогосентября этогогодаза школьные партыуже сели свыше семи тысяч учащихся.
– Это нас, конечно, радует, но с другой стороны, заставляет задуматься, – не скрываетруководитель управления.
Опасения главы ведомства небеспочвенны. Рост числа школьников происходит не только за счет естественного прироста. В немалой степени способствует этому миграционный прирост: хорошие темпы развития области,стабильность экономики привлекают в наш регионграждан из соседних республик, облюбовывающих местом для постоянного жительства Мангистау. Немало переселяющихся к нам, в особенности, в Актау, и из других областейреспублики. Зачастую такие семьимногодетные, и в основном дети школьного возраста. Действующие наши школы с такой нагрузкоймогут не справиться, инекоторые учебные заведения образования вынуждены переходить на трехсменное обучение.
В Каракиянском же районе со сдачей новой типовой школы вопрос этот закрыт. Но вот для Мунайлинского района, как опасаются в управлении, эта проблема, наоборот, в скором времени может встать остро: население района растет год от года.Управление образования проблему трехсменного обучения предлагает решить за счет строительства пристроек к действующим школам, в частности, в том же Мунайлинском районе (СШ № 7 в селе Атамекен и СШ № 9 в Баскудуке).
Ведется строительство новой школы в одном из сел Мунайлинского района. Это – первый в районе строящийся со времени обретения независимости Казахстаном учебный объект образования.
В новостройках самого областного центра, который сегодня разрастается очень интенсивно, школы только на стадии строительства. Практически, все дети жильцов новых микрорайонов пока вынуждены ездить учиться в школы прилегающих к новостройкам микрорайонов.
– В данное время местные власти готовят проектно-сметную документацию,но насколько этот процесс затянется, – неизвестно. Были бы готовы ПСД, мы смело могли бы выйти с заявкой в Министерство образования. Руководитель областного управления образования обратилась к членам и председателю экспертной комиссии с просьбойоказать содействие в деле ускорения разработкипроектно-сметной документации школ.
Как обеспечены учебными пособиями школы?
Как сообщила З. Тастемирова, на приобретение учебников и учебно-методических комплексов из местного бюджета в новом учебном году было выделено около 1 миллиарда 63 тысяч тенге (для сравнения – в 2016/2017 учебном году – 849 миллионов 251 тысяча тенге). По ее словам, к сегодняшнему времени, практически, все школы области обеспечены учебными пособиями.
Необходимость покупать родителямина собственные средства дополнительные пособия, атакжеучебники для детей, обучающихся в нулевых классах, руководитель областного управления образования объяснила тем, что средства в местном бюджете были заложены для приобретения лишь учебных пособий, начиная с первого класса. Эта же проблема была озвучена представителями СМИ на брифинге с руководителем ведомства, прошедшем на следующий день на площадке региональной службы коммуникаций. Нужно признать, что для многодетных семей урезание семейного бюджета, где каждый тиын на счету, и приобретениедля «нулевиков»дополнительных к учебникам пособий, которые стоят к тому же недешево, – удовольствие, конечно, очень дорогое.Так, что же делать родителям, ведь ныне детей в детских садикахобучают только до старших групп, нулевые же группы по республике упразднены.Да, сегодня у нас немало частных обучающих центров, где готовят детей к первому классу,но многим они не по карману. Помнится, в бытность Союза хорошо зарекомендовала себя практика подготовки к школе малышей-дошколят в подготовительных группах детсадов. Так, почему бы не взять на вооружение лучший опыт и достижения прежних лет?
Что касается инцидента с пособиями по казахскому языку, произошедшего в одной из школ города, который, как сообщила руководитель областного управления образования,был «раздут» одной из городских газет, то тут, как пояснила она, речь шла не о самих школьных учебниках, а о дополнительных пособиях к предмету «казахский язык». Учителями-казаховедами было предложено родителям распечатать их самим, что обошлось бы им намного дешевле, нежели приобретать сами пособия.
Как идет подготовка наших школ к трехъязычному обучению?
Г-жа Тастемирова ознакомила членов комиссии с механизмом внедрения трехъязычия в казахстанских школах.Как подчеркнула она, речь не идет о предметном трехъязычии: согласно планам Министерства образования РК, школы Казахстана будут переходить на новые правила поэтапно. Полностью на трехъязычное обучение перейдут в 2019 году. Пока идет подготовительный процесс, который, собственно, начался с 2016 года. В 50-ти школах области уже начато экспериментальное обучение.
В школах с русским языком обучения постепенно перейдут на преподавание на казахском языке, в частности, историю Казахстана в старших классах будут вести на казахском.
Русский язык и литературу, всемирную историю в школах будут преподавать на русском, независимо от языка обучения. Часть уроков учителя будут вести на английском языке. Но начнется это не в ближайших учебных годах. Сегодня уже начали обучатьпреподавателейхимии, физики, биологии и информатики, преподавание которых, согласно плану Министерства образования, будет вестись на английском языке. И, как заверяет руководитель ведомства, учителя сами не против того, чтобы обучиться третьему языку. В режимеонлайн языковыми курсами охвачены 300 районных учителей-предметников.
Предвижу обеспокоенность многих родителей, которых волнует вопрос, – а не станет ли большой нагрузкой для школьников изучение в таком формате предметов? В управлении образования проблемувидят в нехватке кадров, для учащихся же, по словам Зейнеп Тастемировны, обучение предметов на английском языке не составит особого труда. «Сегодня наши дети лучше преподавателей говорят на английском», – утверждает она.
Переход на пятидневку.
– У родителей нет повода переживать, что дети будут поздно выходить с уроков, – поясняет глава ведомства. – В школах области уроки сокращены до 40-ка минут, за счет сокращения времени занятий последний, 7-й урок, завершается на 10 минут позже прежних 6-ти уроков. Да и сегодня многие родители уже оценили преимущество пятидневного обучения. Субботние дни отведены для внеклассных мероприятий, факультативных занятий.
Что за новшество «электронный журнал»?
В 2008 году электронная система «mektep.edu.kz» в пилотном режиме была внедрена в школах областного центра и города Жанаозен. По словам главы областного ведомства, с нового, 2017/2018-го, учебного года уже все школы области пользуются и заполняют электронный журнал. Это новшество позволит родителям держать связь со школой, не выходя из дома, контролировать процесс учебы своего ребенка, знакомиться с объявлениями для родителей, учащихся, получать сведения о школьном расписании и домашних заданиях.
Это – новая единая информационная система мониторинга и учета достижений школьников, которая, как ожидается, значительно разгрузит учителей.Насколько это удобно будет для учителей, которым теперь придется еще дополнительно тратить время на заполнение электронного журнала и всей другой отчетной информации, покажет практика. Для родителей же, безусловно, это новшествопозволит в режиме реального времени получать доступ к любой учебной информации, быть в курсе школьной жизни.
Хиджабы: вольному – неволя?
Ну, а хиджабы, точнее, девушки в хиджабах, число которых не убывает, а все возрастает год от года, – это тема отдельного и серьезного разговора. Девочки в хиджабах в учебных заведениях – проблема не только школ. И нужно полагать, что большинство детейноситрелигиозную одежду не по собственной воле. Что может понимать пяти-шестилетняя малышка, укутанная с головы до ног и облаченная в балахон, как и мать в хиджабе? И ни в какие рамки правого светского государства, как и в нашем понятии, не укладывается женщина, облаченная в черный хиджаб, в котором оставлены лишь прорези для глаз.
В январе 2016 года Министерством образования РК (приказ №26) были утверждены единые правила о соблюдении установленной формы одежды, согласно которым в стенах государственных учреждений образования не допустимо ношение религиозной одежды, хиджабов. Эти указанные нормы законодательства едины для представителей всех конфессий и этносов.
Зейнеп Тастемирова, рассказывая о работе с семьями, где имеются дети школьного возраста, особенно, девочки, сделала акцент на необходимостьпривлечения к этой работеисполнительных органов, общественности, всех соответствующих служб, в том числе СМИ.
– Нами, совместно с сотрудниками правоохранительных органов и управления по делам религий проделана колоссальная работа, вплоть до посещений таких семей на дому. Провели огромную разъяснительную работу с родителями девочек, и результаты не заставили долго ждать. Из 17-ти актауских школьниц, носящих хиджабы, 15 девочек сняли религиозную одежду. Все они сегодня приходят в школу в соответствующей школьной форме.
Необходимость согласованности действии и усиленной совместной работы отметили также заместитель начальника местной полиции ДВД области Абдурасул Утешов и начальник информационно-аналитического отдела при управлении по делам религий Бактыбай Байталасов. Оба справедливо сетуют, что начинаем «грызть удила» постфактум, когда первоклассницы пришли в школу в хиджабе, а не тогда, когда малышек дошкольного возраста родители принудили одеть хиджабы.
Хотя, конечно, ссылаясь на приказ, насильно снять хиджабы никого не заставишь, ибо согласно Конституции РК каждый из граждан республики имеет право на свободу совести, вероисповедания, и государство гарантирует невмешательство в воспитание детей, основанное на религиозном мировоззрении их родителей. Тем не менее, работа с родителями, индивидуальный подход к каждому из них, объяснение норм законов – порой действует лучше, нежели применение насильственных мер.
Все предложения, прозвучавшие в ходе заседания, а также вопросы, требующие решения на уровне исполнительных органов, как заверила членов экспертной комиссии «Образование»Тлектес Болатбаева, будут доведены до соответствующих инстанций.