Учащиеся Назарбаев Интеллектуальных школ со всей республики представили свои проекты по робототехнике. Роботы борются с опустыниванием, вырабатывают энергию из волн и даже исполняют казахские народные танцы
Надо отметить, что представленные на выставке проекты по робототехнике и научно-исследовательские работы учащихся отмечены призами и дипломами как на международных, так и на республиканских олимпиадах и конкурсах.
Ученики 10 и 11 классов из НИШ города Атырау Мадина Молюкова и Марлен Сакеновсконструировали робота, который может собрать кубик Рубика менее чем за 2 минуты. Девушка занималась сборкой модели, а парень программированием. За два дня работы они собрали прототип робота (более модернизированного), который может собрать кубик за 0, 137 секунды.
– Мы следовали инструкции к сборке именно этого робота, но многие детали заменили, что-то свое добавили. Конструкция его несложная и недорогая, поэтому его может собрать любой желающий. А прототип этого робота – очень дорогостоящий, особенно, его программное обеспечение, – рассказывает Мадина Молюкова.
–Этот робот своими способностями доказывает, прежде всего, что роботы могут выполнять более сложные задачи, чем просто что- то отбирать и сортировать – они могут анализировать информацию, искать сложные алгоритмы, и это первый шаг к созданию искусственного интеллекта, – добавляет Марлан Сакенов.
Ученицы интеллекуальной школы города Уральска Дана Султанова и Мадина Ораза представили робота, вырабатывающего электричество из волн. По мнению разработчиков, волновая энергия – самая выгодная и экологически чистая.
–Волна, на поверхности которой есть кинетическая энергия, приводит в действие буек, а он в свою очередь сам механизм. Этот механизм производит электричество через мини-генераторы. Для сохранения механизма от влаги и для дополнительной энергии мы установили солнечные панели. К этой основной установке есть и дополнительная – она фиксирует скорость ветра с помощью винта-датчика. Даже минимальной волна хватит, чтобы выработать количество электроэнергии, достаточной для зарядки телефона, к примеру. У нас есть конкуренты - у них сбор энергии происходит методом магнитной индукции, а у нас механизм, который может создать любой человек, – отмечает Дана Султанова.
Айнур Адайбаева и Максат Хобдабаев – ученики НИШ города Атырау озаботились проблемой опустынивания, столь актуальной для Казахстана. И изобрели робота, который призван решить эту задачу. По словам авторов проекта, робот должен пробурить лунку определенной глубины, затем в нее заливается вода, и тот же робот должен посадить семена кустарниковой вишни. Это растение, по мнению ребят, имеет самые подходящие характеристики для роста в пустынной местности. Кроме того, в лунку добавляются питательные вещества.
–Такая консистенция привлекает насекомых, которые разрыхляют почву. Вокруг основного растения сажают дополнительные, которые защищают землю от высыхания под палящим солнцем. Мы протестировали робота в конце мая, и спустя две недели вишня дала первые ростки. Этот проект был удостоен третьего места на республиканской олимпиаде по робототехнике, – говорит Айнур Адайбаева.
Проект минигидроэлектростанции презентовал Асан Беккалиев из города Уральск.
–Цель этого проекта – выработка электроэнергии за счет течения реки. Когда течение пронизывает роторный диск, на который прикреплены магниты, барабан крутится, и магниты в свою очередь пронизывают сердечник – на него намотано15 тысяч катушек. Они подсоединены последовательно, т.е. их мощность суммируется. Чтобы накопить ток, нужно переменный ток конвертировать в постоянный. Для этого помогает специальное устройство – плато, – объясняет Асан Беккалиев.
Школьник отмечает, что в этом масштабе устройство может вырабатывать электроэнергию в 3 Вольта, но если оно будет представлено в другом размере, то прирост может быть в 7-8 раз.
Были проекты и просто для развлечения публики. Интерес вызвали танцующие роботы-биолоиды. Это человекоподобные роботы, обладающие самостабилизацией положения тела, обеспечивающей идеальную устойчивость при ходьбе.
– Мы собрали этих роботов по инструкции, но запрограммировали их на то, чтобы они танцевали «Қара жорға». Впервые мы дебютировали в Астане на выставке, а затем побывали на многих презентациях в разных городах. Везде они вызывают восторг, – рассказывает Адиль Ордаев, ученик НИШ города Семей.
Айдана Бисен планирует предложить свою разработку фермерским хозяйствам. Ее технология метанового сбраживания отходов животноводства и создание биогазовой установки с использованием солнечной энергии может заинтересовать предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством в отделенных местностях.
– С помощью установки мы смешиваем навоз с водой – появляется альтернативный биогаз. Он вполне может служить заменой природному газу. Если такую установку увеличить до 20 кубометров, то с ее помощью можно восполнить энергетические нужды отдельно взятого фермерского хозяйства, – отмечает Айдана Бисен, ученица 11 класса НИШ города Актау.
На выставке также работала и «Улица ремесленников», где школьники представили свои умения в гончарном деле, валянии войлока, ковроткачестве и даже рисовании на воде. Эта техника, к слову, называется «эбру» – ее начали использовать еще 10 веков назад.
– Для рисования на воде используются специальная вода, краски, кисти – все это изготовлено из натуральных ингредиентов и материалов. Если попробовать несколько раз, то техника окажется не такой уж сложной. На рисование самой простой картины уходит минут 15, потом она должна высохнуть. Изображение можно перевести на ткань, камень или дерево, – говорит Альмира Нурланова, ученица 7 класса НИШ города Актау.
В известной детской песне из фильма «Приключения Электроника» есть пророческие слова: «Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек». В том, что будущее за роботами, уже никто не сомневается. Современная наука не стоит на месте, и вскоре большинство действий можно будет переложить на разумных роботов. Кто знает, может, в ближайшем будущем учащиеся НИШ создадут своего – настоящего Электроника?