«Успокойся немедленно». «Прекрати орать». «Хватит плакать» Пожалуй, каждый родитель хотя бы раз в жизни пытался угомонить разбушевавшееся чадо такими вот грозными окриками. Правда, наши призывы редко приводят к желаемому результату. И вовсе не из-за детского непослушания, а потому, что маленький ребенок просто не имеет понятия о том, что именно от него требуется. Управлять эмоциями – наука, которую ему еще только предстоит освоить. Воспитатель санаторно-туберкулезного сада №53 Валерия Владимировна Дорофеева на протяжении нескольких лет разрабатывает свои методы разумных способов развития в детях самых лучших качеств.
Общий стаж работы Валерии Владимировны – 21 год, а в санаторно-туберкулезном саду №53» она работает с 1999 года (18 лет).
Встречая Валерию Владимировну в детском саду, никто не может пройти и не улыбнуться. Она, как солнечный зайчик и даже в самый хмурый день светится своей детской улыбкой. И все её дети, с каким бы настроением они не приходили, непроизвольно становятся веселыми. Недаром она выбрала для своей работы тему «Положительное эмоциональное состояние детей». Даже к детям своей группы она обращается «Мои хорошие», «Мой сладкий»…
– Конечно, бурные проявлений детских эмоций не могут, да и не должны оставлять взрослых равнодушными. Однако дети эмоционально зависят от родителей, и если вы сами возбуждены, раздражены или напуганы поведением малыша, будет сложно добиться того, чтобы и он успокоился. Иногда, чтобы помочь ребенку справляться со своими эмоциями, родителям, прежде всего, научиться самим хранить хотя бы видимость спокойствия даже в самых трудных ситуациях. Почему-то в сознании большинства из нас контроль над эмоциями ассоциируется в первую очередь с их подавлением. Но, ни один человек, тем более маленький, не может запретить себе чувствовать то, что он чувствует. Чтобы научить кроху справляться с собой, старайтесь каждый раз проговаривать причину вспышки: «Ты сердишься, потому что не можешь слепить куличик», «Ты плачешь, потому что не хочешь, чтобы я уходила», «Ты разозлился, потому что хочешь такую же машинку, как у Сережи». Обратите внимание: когда ребенок захлебывается рыданиями или сходится в крике, абсолютно бессмысленно вести с ним сложные разговоры. Постарайтесь четко и лаконично, буквально в двух-трех словах сформулировать суть конфликта. Говорите тихо, нарочито медленно, не употребляя малопонятных слов. Обязательно предложите какие-то варианты решения проблемы: «Ты кричишь, потому что боишься зубного врача? Давай попросим, чтобы он осмотрел и меня тоже», «Ты бьешь Никиту, потому что обиделся на него? Ты можешь сказать ему об этом, но бить другого человека нельзя». Слушая вас, малыш со временем сам научится анализировать СВОИ чувства и рассказывать о них, – делится уже давно отработанными приемами опытный педагог.
Действительно, все согласятся, что важным звеном для гармоничного развития личности ребенка является воспитание эмоциональной культуры. Стать хозяином собственных эмоций сложно, порой, даже взрослому человеку. Тем более тяжело управлять ими маленькому ребенку, с еще несформированной психикой.Безусловно, по мнению Валерии Владимировны, лучшее средство научить ребенка контролировать свои эмоции – подавать ему достойный пример. Но, увы, далеко не всем нам дается сдерживать гневные вспышки, говорит она.
– Если такое произошло, обязательно объясните малышу, что именно вызвало ваше раздражение. Если, с вашей точки зрения, вы были слишком резки, попросите у ребенка прощения, но не переборщите. Бурное покаяние лишь испугает малыша: чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенку необходимо знать, что его родители всегда правы и знают, что делают. Даже если вы дали волю эмоциям, старайтесь контролировать свою речь. Избегайте грубых, оскорбительных слов, не обещайте того, что не собираетесь делать. Например, уйти и бросить малыша одного. Хорошим и наглядным способом установления взаимопонимания эмоций друг друга является игровой прием – «светофор». Когда ребенок сильно возбужден, сердит, озлоблен, просто говорите ему, что это – «красный свет». Потом, когда он немного приходит в себя, говорите: «уже желтый», а когда совсем спокоен – «а теперь зеленый». Желательно, чтобы малыш научился представлять себе настоящий светофор с переключающимися огоньками, тогда со временем он с помощью этого нехитрого приема сможет регулировать свои эмоции. Кстати, если вы сами склонны к бурным проявлениям чувств, попросите малыша напоминать вам, когда впереди «загорается красный свет», – рассказывает Валерия Владимировна.
Именно такую работу она проводит с родителями на протяжении многих лет.
Понаблюдав за ее работой с детьми всего несколько минут, понимаешь, что малыши к ней привязаны энергетической ниточкой доброго отношения. В любой режимный момент Валерия Владимировна находит сто поводов похвалить и поощрить своих «зайчиков» и «ягодок». Отмечается каждое маленькое достижение ребенка. А самое главное – дети отвечают ей взаимностью.
В её группе очень часто можно услышать сказки, стихи, музыку. Она всегда тесно сотрудничает с музыкальным работником Ларисой Писаховой. А музыкальные развлечения и праздники – это их любимое детище.
Валерия Владимировна привлекает к работе и родителей. К каждому празднику родители готовят тематические выставки, поделки своими руками, детские праздничные костюмы. В этой группе всегда много фотографий, которые приятно рассматривать. Даже в самый тяжелый день все вокруг становится светлей и веселей.
Как отмечает воспитатель, то, насколько мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Не секрет, что вспыльчивому, не сдерживающему свой гнев человеку гораздо сложнее обрести близких друзей, создать семью и вообще найти свое место в социуме.
– Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять эмоциями, научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме. Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза, для освободившегося от негативных переживаний, будет огромной, – делится педагог.
Если родители будут уделять эмоциональному развитию своего чада достаточно времени, то результаты таких трудов не заставят долго ждать. Но есть главное, о чем нужно всегда помнить – взрослые должны своим примером демонстрировать детям правильную модель поведения, так как ребенок, словно губка впитывает все, что происходит в семье. Поэтому, если родители сами плохо воспитаны, не интеллигентны, часто ругаются, проявляют агрессию по отношению к членам семьи, несомненно, ребенок вырастет таким же. Родителям же, у которых в душе и дома царит гармония, не придется прибегать к специальным методам формирования положительного характера своего ребенка. Просто копируя поступки мам и пап, малыш обязательно вырастет гармоничной личностью и воспитанным человеком.