«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством,
мы должны стать высокообразованной нацией».
(Из Стратегии «Казахстан-2050»)
Круглый стол по выработке новых подходов к решению проблем в сфере образования провели специалисты областного департамента по защите прав потребителей.
Встреча состоялась пятнадцатого апреля, ее участниками стали представители организаций образования, контролирующих органов, а также неправительственных организаций.
Основная масса жалоб, поступающих в департамент по защите прав потребителей, как сообщили специалисты, связана с проблемами жилищно-коммунального хозяйства, в сфере образования их единицы. Не исключено, что это связано с низкой информированностью граждан – люди просто не знают, куда следует обращаться с претензиями по поводу предоставления государственных услуг в данной сфере. При этом, как свидетельствует анализ, озвученный специалистами департамента по контролю в сфере образования Мангистауской области, пробелов в работе организаций образования довольно много.
– Нашей основной задачей является контроль за исполнением законодательства в сфере образования, проведение государственной аттестации в общеобразовательных учреждениях и оформление государственных лицензий, а также мониторинги, проверки и контроль за проведением ЕНТ и ВОУД, – сообщил начальник отдела департамента по контролю в сфере образования Мангистауской области Оралбай Избасаров. – С начала года мы проводили государственную аттестацию в 21 общеобразовательном учреждении (в одном колледже, десяти школах, а также десяти детских дошкольных учреждениях). Из них пять аттестацию не прошли.
Если говорить о ситуации в целом, то основной проблемой сферы образования региона чиновник от департамента назвал низкий уровень качества знаний учащихся, что обусловлено рядом причин. К примеру, низкий уровень выявляется у девятиклассников, которые после окончания начальной школы, то есть в среднем звене, буквально «скатываются» в учебе, что не в последнюю очередь связанно с качеством преподавания, и на данный факт должно обратить внимание управление образования области. Причина низкого качества преподавания, в свою очередь, связана с тем, что профессия педагога сегодня не престижна, ее выбирают по остаточному принципу – те, кто не смог поступить в другие вузы. Выводы напрашиваются сами собой. Представители городского отдела образования, в свою очередь, высказываются и о низком уровне воспитательной работы, которая, как известно, важна не менее, чем обучение детей.
– Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни…. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, – говориться в Стратегии «Казахстан-2050».
Директора школ области рассказали о наболевших вопросах, главными из которых являются материально-техническое обеспечение, а также нехватка кадров.
– На сегодняшний день мы чувствуем поддержку местного исполнительного органа: третий год подряд выделяются средства на улучшение материально-технической базы, – сообщила директор физико-математической школы-лицея №7 имени Н.Марабаева Кажета Бекжанова. – Однако чтобы идти в ногу со временем, а формат обучения в физико-математическом лицее предусматривает наличие современных средств для качественной подготовки учащихся, которые после окончания школы становятся студентами престижных вузов, необходимо улучшить материальную базу в соответствии с последним словом техники. Но более всего нас беспокоит проблема нехватки кадров в классах с русским языком обучения, которая не решается, поскольку, приглашенным учителям, желающим трудиться в Мангистауской области, негде жить.
Представитель экономического лицея города Актау, в свою очередь, сообщила, что основное неудобство в учебном заведении, специализирующемся на углубленном изучении математики, заключается в нехватке аудиторий. Школа не имеет собственного здания, и из-за стесненных обстоятельств нет возможности делить детей на группы во время занятий математики, что предусматривает погружение в данную дисциплину. Проблема, как было озвучено, есть и с нехваткой преподавателей, в частности, химии. Сегодня здесь работает педагог преклонного возраста. Достойной смены для данного специалиста нет, и, увы, не намечается. Выпускники педагогических вузов, желающие попробовать себя в почетной роли педагога, зачастую даже не знают названий химических элементов периодической таблицы Менделеева.
– Внимание следует обратить и на то, что в городе работает немало компаний, оказывающих образовательные услуги на частной основе, но их родители не всегда довольны, и при этом не знают, куда обращаться с жалобами. Думаю, этот вопрос следует проработать, – предложила президент объединения юридических лиц «Гражданский Альянс Мангистауской области» Жаксыгуль Маханбетова.
Обозначать проблемы в системе образования Ж. Маханбетова рекомендовала не для того, чтобы наказывать администрацию учебных заведений, а чтобы искать пути для их решения.