«Мы можем определенно сказать, что деятельность казахских интеллигентов первой половины XX века, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и культурному уровню».
(Н.А.Назарбаев «В потоке истории»)
Пронзительная история любви великого сына казахского народа Ахмета Байтурсынова и русской девушки Александры Ивановны, отказавшейся во имя любви от своего имени и веры, была представлена зрителям в ходе премьеры спектакля «Азаппен өткен өмір-ай», состоявшейся на сцене областного научно-методического центра.
Спектакль, поставленный молодежным крылом Мангистауского областного филиала демократической партии «Ак жол» по драме Отена Ахмета «Азаппен өткен өмір-ай», рассказывает о полной страданий и лишений жизни верной спутницы Ахмета Байтурсынова – Бадрисафы Мухамедсадыккызы Байтурсыновой.
Ахмет Байтурсынов прожил яркую жизнь, трагически оборвавшуюся 8 декабря 1937 года, когда приговор НКВД был приведен в исполнение: великого сына казахского народа, как и многих представителей казахской национальной интеллигенции, расстреляли как «врага народа».
Жизнь Ахмета Байтурсынова является примером безграничной любви к своему народу.
Будучи блестящим лингвистом, литератором, переводчиком, он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, предоставив таким образом, возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за пределами Казахстана.
Его поэтические произведения «Сорок басен» (1909 г.), «Маса» (1911г.), книги «23 причитания» и «Литературоведение», изданные в 1926 году, внесли неоценимый вклад в казахскую культуру и положили начало научным исследованиям по истории казахской литературы.
Он оставил яркий след в истории народного образования Казахстана как педагог-просветитель. Непревзойденными являются написанные им учебники для обучения казахских детей родному языку – «Учебное пособие (1912 г.), «Пособие по языку» (1914 г.), «Азбука» (1924 г.), «Новая азбука (1926-1928гг.).
Ахмет Байтурсынов вошел в историю казахского народа как лидер партии «Алаш», правительства Алаш-Орды и сторонник демократического государственного строя. Именно партия «Алаш» заложила фундаментальные основы становления национальной государственности. А издававшаяся в Казахстане с 1913 по 1918 годы газета «Казах», главным редактором которой являлся Ахмет Байтурсынов, пользовалась огромной популярностью в казахской степи: её ждали, зачитывали буквально до дыр, передавали из рук в руки.
Все годы лишений и страданий, бесконечных арестов и допросов, тюрем и ссылок рядом с ним была его супруга Александра Ивановна. Их совместная жизнь – это прекрасная история красивой любви великого сына казахского народа и дочери лесника Кустанайского уезда, где Ахмет Байтурсынов после окончания Тургайского русско-казахского училища и Оренбургской учительской семинарии начинал работать учителем. Несмотря на то, что вступить в брак в начале прошлого столетия молодым влюбленным было очень нелегко из-за разной этнической принадлежности и вероисповедания, Ахмет и Александра смогли преодолеть все преграды, стоявшие на пути их любви, в том числе и людское осуждение. Молодые люди зарегистрировали свой брак в мечети по мусульманским обычаям. Александра отказалась от своего имени и веры и стала Бадрисафой Мухамедсадыккызы Байтурсыновой. В переводе с арабского языка «бадрисафа» означает «кристалльно чистая полная луна».
Конечно же, многие осуждали в открытую такой брак, считая его недействительным. В ответ на это Ахмет Байтурсынов написал несколько строк:
«Если спросите – зовут её Александра Ивановна. Благодарю Всевышнего за то,что даровал мне её. И если я хотя бы одного неверующего обращу в мусульманство, получив небесное благословение, то этот поступок равносилен вере десяти имамов».
Бадрисафа стала действительно верной спутницей и достойной половиной своего мужа. Где бы она не появлялась, она следовала обычаям и традициям казахской степи. Её всегда узнавали по белому платку, а в народе ее называли «Ак келин», отдавая дань уважения ее доброте, великодушию, отзывчивости.
Этой хрупкой молодой женщине было суждено вынести на своих плечах все тяготы страданий и лишений, связанных с общественно-политической деятельностью супруга. Когда Ахмета Байтурсынова после ареста в 1929 году выслали в Архангельскую область, его супругу вместе с дочерью отправили в Сибирь на лесоповал.
После расстрела Ахмета Байтурсынова следы Бадрисафы Байтурсыновой затерялись. Предполагается, что супруга Ахмета Байтурсынова захоронена в конце 40-х годов ХХ века в поселке Каскат Мендыкаринского района Кустанайской области.
Пронзительная история любви и молчаливого жизненного подвига простой русской женщины, разделившей вместе со своим супругом все тяготы жизни и оставшейся верной своей клятве любви, передается в казахском народе из поколения в поколение.
Как отметила исполнительница главной роли Алия Исаева, активисты молодежного крыла партии «Ак жол» до такой степени прониклись трогательной историей любви лидера партии «Алаш» Ахмета Байтурсынова и Александры Ивановны, что взяли на себя смелость, не имея за плечами профессионального опыта в постановке драматических произведений, поставить спектакль «Азаппен өткен өмір-ай» по произведению Отена Ахмета.
Действительно, в постановке не задействованы профессиональные актеры. К примеру Нургуль Бектурсынова, студентка первого курса Мангистауского гуманитарного колледжа сыграла роль Александры в юности. В зрелые годы Бадрисафу (Александру Ивановну) играет руководитель молодежного крыла партии «Ак жол» Алия Исаева. Роль Ахмета Байтурсынова сыграл студент второго курса Мангистауского энергетического колледжа Газиз Изтурганов. Всего же в спектакле задействованы десять представителей молодежного крыла партии «Ак жол». На премьеру спектакля поддержать юных актеров пришли их преподаватели, однокурсники, друзья, близкие.
Как отметила Алия Исаева, к постановке ребята готовились в течение трех месяцев.
– Всё, включая декорации, грим, костюмы, ребята изготавливали и доставали сами. Было много трудностей. Но я думаю, что все трудности мы преодолели. Более того совместная творческая работа еще более сплотила наши ряды. А это очень важно в воспитании подрастающего поколения, – сказала Алия Исаева. – Активисты молодежного крыла областного филиала партии «Ак жол», изучая жизнь и деятельность лидеров партии «Алаш», составлявших цвет казахской нации и расстрелянных в годы сталинских репрессий, узнают для себя много нового и полезного. Мы считаем, что знакомство подрастающего поколения со страницами жизни деятелей партии «Алаш» необходимо для формирования жизненных принципов и ценностных ориентиров. Ведь членами нашего молодежного крыла являются старшеклассники общеобразовательных школ и студенты в возрасте от 15 до 23 лет, – подчеркнула руководитель молодежного крыла партии «Ак жол» Алия Исаева.
Напомним, что пробный показ спектакля состоялся в городе Форт-Шевченко и получил высокую оценку как самого автора произведения, так и Султан-Хана Аккулы, директора НИИ «Алаш» ЕНУ им.Л.Н.Гумилева.
В середине апреля спектакль будет показан в столице нашей республики.