"Танго - это бесконечная возможность"
Леопольдо Марешал
Те, кому посчастливилось побывать или отдыхать за границей могли заметить интересную закономерность: в кафе и ресторанах можно встретить большое количество пар разного возраста, активно проводящих свой вечер в зажигательных и медленных танцах – сальса, бочато, самба, кизомбо, латинос, вальс и конечно танго. Танцующие пары притягивают взгляды и восхищают своей грацией и сиянием глаз...Я тоже так хотел бы, думаете вы. И не только вы.
В Актау не один год существует несколько танцевальных школ. Сегодня я хотела бы представить вам маэстро или милонгеро Рафаэля и его школу аргентинского танго «La casa del Tango» – «Дом Танго».
«Любите ли вы танго, как люблю его я?
…как запах в цветке …как вода в реке
…как губы в поцелуе …как танго в моей жизни…"
Армандо Понтиер.
Рафаэль Берекетов родился в 1970 году, свое детство провел в Форт- Шевченко и когда семья переехала в Шевченко, Рафаэль увлекся кёкушинкай карате. Вместе с Таджимуратом Найзабековым (тогда ещё старшим учеником, а ныне обладателем черного пояса 6 дана) начинал заниматься в первом додзё в 28-м микрорайоне. Они выступали на стадионе «Труд», участвовали в первых соревнованиях на стадионе «Мунайши», Рафаэль с лёгкостью ломал кирпичи и бруски руками и ногами.
Но однажды в 2003 году он случайно увидел бальников, в ДК Абая. И 4,5 года Рафаэль занимался бальными танцами, в том числе бальным танго. Но это не было настоящим аргентинским танго, и в его поисках Рафаэль отправился в тогдашнюю столицу – Алматы, где в 2008 году вместе с Олегом Джумахановым и Евгенией Купиной оказался у истоков развития танго в Казахстане. Все трое считаются основателями казахстанского аргентинского танго.
– Скажите, в чем отличия аргентинского танго от бального?
– Основное отличие в том, что аргентинское танго – это социальный танец, а бальное танго – спортивный. Аргентинское танго, прежде всего, танцуют на милонгах (танго-вечеринках), а бальное – на соревнованиях. В отличие от бального, в основу аргентинского танго заложены принципы импровизации, ведения и следования. Техника движений в аргентинском танго гораздо разнообразнее, пластичнее и элегантнее, чем в бальном, техника которого стандартизована. Музыка, под которую танцуют аргентинское танго, заметно отличается от музыки бального танго. Можно даже сказать, что бальное и аргентинское танго не имеют ничего общего, кроме слова "танго" в названии.
Маэстро Рафаэль вспоминает: «В 2009 году я выехал на первый фестиваль по аргентинскому танго в турецкий город Анталья. Учился по 5-6 часов в день у таких мировых звёзд как Рубен и Сабрина Велиз, Дамиан Розенталь и Селин Руиз, Мариано «Чичо» Фрумболи и Хуана Сепульведа, Эдуардо Капусси и Марианна Флорес, Себастьян Арсе и Марианна Монтес, Пабло Родригез и Ноэлия Уртадо. А потом всю ночь до пяти утра – практика. Танцевал, танцевал, танцевал… А с утра опять на учёбу. Это было замечательное и незабываемое время, занимался со всем упорством и страстью, а иначе нельзя. Танго – это танец страсти. Горжусь тем, что танцевал с такими известными партнёршами как Ноэлия Уртадо, Марианна Монтес и Клаудиа Кодега. Это очень известные милонгеро в мире современного аргентинского танго.
На первый фестиваль нас поехало двое, на второй – уже пятеро, на третий – десять человек. Сейчас ученики уже подросли, сами преподают и ездят на фестивали по всему миру. Они мне как дети, которые оперились и летают самостоятельно. Мне остаётся только любоваться их полётом. Я очень горжусь их успехами»
– Рафаэль, а что для вас танго?
– Сначала это было хобби, страстное увлечение, которое затем стало работой, а потом и частью меня самого. Я не мыслю себя без своей семьи, без Актау и без танго… Дома, когда есть настроение и силы, мы с супругой танцуем вдвоём. Я танцую уже более 10 лет. Вот как захватил меня танго!
Первые занятия моей школы проходили на площадке у ночного клуба «Лагуна» (бывший «Юбилейный»). Я там занимался с первой ученицей школы Лидией Джумабаевой. Потом с ней пришёл новый партнёр – Геннадий. Там (на улице) мы протанцевали почти всё лето. А потом пришлось искать зал. Мы и не планировали открывать школу, но понадобилась партнёрша для Геннадия, мы дали объявление в газету, и… пошли ученики. Так оно всё и завертелось. Школе дали название «La Casa del Tango» – «Дом Танго».
– В чем основная особенность танго?
– Для танго нужны двое – мужчина и женщина. Танго учит двигаться вместе и чувствовать друг друга – учит взаимодействию партнеров и пониманию без слов.
Прежде всего, партнер должен танцевать от сердца, даже если он ничего не умеет делать, кроме прогулки. Очень важно никогда не отделяться от женщины, не оставлять ее одну. Это первое правило всех великих милонгеро – всегда сопровождать женщину.
Игра должна быть чем-то спровоцирована, не должна быть на пустом месте, как самоцель. Она может быть вызвана музыкой или мужчиной, с которым вы танцуете. С одним я могу поиграть, с другим – нет. В танго, также как и в любви, есть возможность оставаться пассивным или брать на себя активную роль. Я верю в то, что танго существует, чтобы мужчина и женщина встретились.
Мужская роль в танго наиболее сложна. Ему нужно решать множество задач одновременно: придумывать связки, организовывать пространство, интерпретировать музыку, вести женщину в удобном объятии и, в социальном аспекте – танцевать не только со своей партнершей, но и с другими парами на танцполе.
Грасиела Гонсалез: «Для меня танго – это, прежде всего, объятие! Если я не могу прийти в полноценное объятие с партнером, я не могу с ним танцевать. Объятие очень зависит от культуры отдельно взятой страны. Именно поэтому я считаю, что каждый милонгеро должен хотя бы раз в жизни побывать в Буэнос-Айресе, чтобы понять, насколько отличается танго, когда вы действительно обнимаетесь и танцуете в объятии. Для многих это становится открытием».
Немного истории
Танго – это символ Рио-де-ла-Платы – территории, расположенной вдоль одноименной реки, разделяющей Аргентину и Уругвай. Можно сказать, что это единое культурное пространство, основанное на иммигрантских корнях. Один язык, одна музыка, один танец. Танго зародилось здесь в конце 19 века, как результат культурного развития населения Рио-де-ла-Платы. По разным сторонам реки – два города-порта – Буэнос-Айрес в Аргентине и Монтевидео в Уругвае. То был период, когда на этих территориях смешались культуры иммигрантов из Европы, гаучо из сельских провинций и моряков со всего мира. Именно там, в портовой зоне, в танцевальных салонах и других развлекательных заведениях рождалось танго. И именно там Энрике Саборидо написал танго "La Morocha" ("Неувядающая"), посвященное певице и танцовщице Лоле Кандалес, которое покинуло пределы Рио-де-ла-Платы. А в 1907 году с танго познакомился Париж, откуда оно и начало завоевывать мир...
– Требуется ли специальная физическая подготовка, чтобы научиться танцевать аргентинское танго?
– Аргентинское танго – это социальный танец, никакой специальной подготовки не требуется. Нет также возрастных ограничений – танго можно танцевать в любом возрасте! Основы хореографии и физическая подготовка могут быть полезны тем, кто хочет научиться танцевать в стиле «шоу».
– Как быстро можно научиться танцевать аргентинское танго?
– Для того чтобы начать танцевать на милонгах, нужно пройти базовый курс обучения, который занимает 2-3 месяца (при регулярных занятиях 2 раза в неделю). Как правило, женщины учатся быстрее, так как мужчинам требуется больше времени для развития навыков ведения партнерши и импровизации в танце. Ускорить обучение можно, совмещая групповые и индивидуальные занятия.