Возрождение народных традиций и придание им современного облика для формирования ряда национальных брендов – вот те задачи, которые вытекают из выступления Елбасы у подножия горы Улытау.
Природно-климатические условия значительной части Казахстана удобны для развития коневодства и верблюдоводства. В разные годы в республике принимались меры в этом направлении, ставились задачи по увеличению поголовья лошадей и верблюдов, были созданы специализированные хозяйства. Например, в нашей Мангистауской области было два верблюдоводческих и один коневодческий совхозы. В конце 70-х годов впервые в бывшем Союзе в совхозе «Кызылузенский» была организована электрическая дойка верблюдиц, с работой которой с большим интересом знакомился тогдашний руководитель республики Динмухамед Кунаев. В Алматы, Бурабае, Семипалатинске, Уральске и некоторых других местах были созданы 15 кумысолечебниц. У нас в Мангистау успешно работал противотуберкулезный санаторий «Тущибек», где в качестве лечебного средства использовался шубат.
Кумыс на самом деле является не только жаждоутоляющим, но и питательным, и целебным напитком. Его полезные качества наш народ использовал с древних времен. Кумыс является эффективным и безвредным средством лечения практически всех болезней, особенно туберкулеза, желудочно-кишечного тракта, нервной, иммунной и сердечно-сосудистой систем. В свое время благодаря кумысу избавились от своих недугов всемирно известные русские писатели Лев Толстой и Антон Чехов. В России сейчас производством кумыса занимаются свыше 80 фирм, действуют 48 санаториев, где лечат кумысом больных. Производство кумыса налажено даже в Германии и некоторых других странах Европы. Мой старый приятель Владимир Бротт, бывший управляющий делами ЦК Компартии Казахстана, почти 20 лет тому назад переехавший на свою историческую родину – в Германию, рассказывал мне, что они регулярно покупают и пьют кумыс. С удовольствием его употребляют не только бывшие наши соотечественники, но и коренные жители Германии. Там производством кумыса в основном занимаются бывшие наши соотечественники. При этом мой приятель говорит, что вкусовые качества этого кумыса заметно уступают казахстанскому, но, как говорится, «на безрыбье и рак рыба».
Я помню из детства: в нашем ауле жил глубокоуважаемый аксакал, которого звали Ажигали. Был он высокорослым, богатырского телосложения мужиком. Всю жизнь пас скот. Односельчане почитали его за трудолюбие, высокое профессиональное отношение к своему любимому делу, доброту и мудрость. Он был известен также, как большой любитель и ценитель кумыса. В то время мои родители держали и доили нескольких кобыл. К приходу к нам Ажигали-ата моя мать с особым трепетом готовила кумыс. Мне четко запомнилось, как однажды вечером на топчане перед нашим домом за дастарханом аксакал выпил около десятка пиал кумыса. Пил он не залпом, а медленно, наслаждаясь между разговором особым вкусом напитка. Тогда ему было за 60, после прожил еще немало лет. И свою долголетнюю жизнь он связывал с кумысом. Примерно такими же жаждоутоляющими, питательными и целебными качествами, как кумыс, обладает и шубат – кисло-молочная продукция из молока верблюдицы.
После распада специализированных хозяйств приготовлением и реализацией кумыса и шубата в основном занимаются индивидуальные предприниматели или просто частные лица. Продают они их в неприспособленных помещениях, нередко прямо на улицах. Часто кумыс и шубат разбавляются коровьим молоком, а то и водой. Что будет в итоге – понятно, суррогат, который истинные любители кумыса и шубата ни за что не купят. Качество этой продукции никем не контролируется, отсутствуют утвержденные стандарты. В ресторанах и кафе, расплодившихся в наших городах как грибы после дождя, днем с огнем не сыщешь кумыса или шубата. А если они и появляются, то только на каких-то особенных торжествах.
Недавно депутат Сената Парламента Куаныш Айтаханов обратился с депутатским запросом к Премьер-Министру республики о необходимости разработки законопроекта «О производстве кумыса и шубата в Республике Казахстан». Под этим запросом подписалась группа его коллег-сенаторов. В этом документе четко были обозначены проблемы, тормозящие производство и реализацию кумыса и шубата. Принятие специального закона сняло бы все проблемы, с которыми сегодня сталкиваются производители этих традиционных национальных напитков, в целом дало бы мощный толчок развитию коневодства и верблюдоводства в республике. Поэтому инициативу сенатора все любители кумыса и шубата, особенно его производители, восприняли с большим одобрением. Кумыс и шубат востребованы как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Они пользуются спросом в Израиле, Японии и еще в ряде европейских и азиатских стран.
Кумыс и шубат вполне могут стать брендовой продукцией Казахстана. Тем более что международный авторский патент на производство кумыса принадлежит нашему соотечественнику, доктору биологических наук, профессору Зулхарнаю Сеитову, посвятившему всю свою жизнь исследованию целебных свойств кумыса.
Принятие закона, надеемся, позволит обеспечить государственную поддержку производству кумыса и шубата. Сегодня она практически отсутствует. Например, приказом Министерства сельского хозяйства от 23 мая нынешнего года № 1-1/277 утвержден перечень приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса в регионах (не только в разрезе областей, но и в разрезе районов). В нем не учтено развитие верблюдоводства ни в одном регионе Казахстана. Минсельхоз планирует, что до 2020 года постепенно будет отменяться субсидирование развития отраслей АПК, не имеющих приоритет в данном регионе, следовательно, развитие верблюдоводства в стране остается без госфинподдержки. А производство шубата на сегодня субсидируется на уровне коровьего молока – 55 тенге/литр. Надо понять, что шубат – это не молоко, а питательный и целебный кисло-молочный продукт, производимый по специальной технологии и требующий определенных дополнительных материальных и финансовых затрат.
Надеемся, Правительство республики не будет откладывать в долгий ящик разработку законопроекта «О производстве кумыса и шубата в Республике Казахстан», и тогда его принятие позволит исправить все перекосы, и наши традиционные национальные напитки появятся в рационе казахстанцев и будут широко экспортироваться за рубеж.