В Актау состоялся двухдневный региональный семинар для представителей средств массовой информации на тему «Этические принципы освещения вопросов детства», спикерами на котором выступили председатель общественного объединения «Центр САД», психолог высшей категории Елена Колмогорова, директор общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова, юрист этого же фонда Гульмира Биржанова, специалист по вопросам защиты прав детей Национального центра по правам человека Асия Уразбаева, координатор информационного отдела ЮНИСЕФ Султан Худайбергенов.
Спикеры остановились на основополагающих нюансах работы с темой детства. Они касались как сферы права, так и обязанностей. В соответствии с международными и национальными стандартами права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности. Права ребенка не следует отождествлять с его элементарными потребностями. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это чрезвычайно важные потребности для каждого человека, а для ребенка в особенности. О правах ребенка, так же как и о правах человека, следует говорить с точки зрения отношения «власть – личность». Если ребенок имеет право, значит, государство обязано создать условия для того, чтобы ребенок мог этим правом воспользоваться. Список тезисов можно продолжить.
Наше общество еще только учится применять тот или иной международный опыт по защите прав детей, внедряет передовые социальные технологии, но процесс становления не исключает возникновения перегибов и недоработок. Так сегодня все чаще на страницах газет, в эфирах, а наиболее интенсивно в интернет-пространстве – муссируется разного рода информация, связанная с детьми. К сожалению, большой ее процент составляет информация негативного свойства: дети часто становятся фигурантами плохих историй, жертвами насилия, преступных действий, различного рода дискриминации. Об этом пишут, но из публикаций часто можно узнать не просто о самом происшествии, инциденте, но и подробности, обнародование которых не всегда оправдано этически, а зачастую может привести к еще более негативным последствиям для ребенка и его семьи. То есть, придумывая кричащие заголовки, задавая материалу тот или иной тон при освещении, журналисты должны помнить об ответственности, так как своими материалами формируют общественное мнение и воздействуют на тех, от кого зависит благополучие детей. При этом важно помнить, что сами дети не могут постоять за себя.
Известно, что в своей деятельности журналисты должны руководствоваться Этическим кодексом – редакционным или общеказахстанским, принятым в РК в 2012 году, которые призваны регулировать тонкие, в том числе и этические принципы журналистики. Однако сами журналисты об этом забывают, предпочитая руководствоваться, прежде всего, тематическим запросом редакции и оперативностью.
Последний фактор, по признанию лекторов семинара, лишает журналистов возможности как следует продумать материал, форму его подачи, возможные последствия для героев, в результате общество получает так называемые горячие новости, но лишается качественной аналитики. На современном этапе читателю все реже предлагается объективное расследование, построенное на изучении всех сторон инцидента, приведении разных точек зрения и т.д. Это становится бедствием современной журналистики.
– Поэтому главным принципом журналиста, – подчеркнула в своем выступлении спикер Асия Уразбаева, – должна быть заповедь «не навреди», особенно когда дело касается детей, несовершеннолетних членов общества, которые еще только начинают жить и так важно, чтобы в их биографии не было ничего компрометирующего.
Не менее интересными темами, предложенными к рассмотрению на семинаре, стали вопросы освещения в СМИ профилактики отказов от детей, детей с инвалидностью, инклюзивного общества, детского суицида.
К примеру, Султан Худайбергенов привел такие данные: по сведениям международных организаций, 10% всех живущих на земле детей имеют те или иные физические недостатки. Всего в мире насчитывается 500 миллионов человек с ограниченными возможностями; половина из них проживает в развивающихся странах, многие влачат жалкое существование в сельской местности. Им приходится сталкиваться не столько с медицинскими, сколько с социальными проблемами, коренящимися в невежестве и предрассудках населения. Родиться или стать «не таким, как надо» – всегда большое несчастье для ребенка. Но его усугубляет отношение правительств некоторых стран и СМИ, а также стиль изображения детей с ограниченными возможностями. И решающая роль принадлежит здесь СМИ…
Уделяя больше внимания детям с ограниченными возможностями и правильно расставляя акценты, СМИ вполне способны ориентировать общество к действиям во благо таких людей. Рассказывая, как дети-инвалиды относятся к современным видам искусства – музыке, моде, как, преодолевая немыслимые трудности, связанные с собственными физически ограниченными возможностями, они творят, рисуют, достигают спортивных результатов, СМИ, могут убедить людей в том, что у этих детей такие же чувства и вкусы, как и у их здоровых сверстников.
Конечно, на семинаре напомнили о существовании в мире международной Конвенция ООН о Правах Ребенка, подписывая которую страны берут на себя обязательство проявлять особую заботу о детях с ограниченными возможностями и обеспечивать им человеческие условия, при которых они обретут чувство собственного достоинства, уверенность в себе и возможность участвовать в жизни общества. Из 193 существующих на Земле стран до сих пор только США и Сомали не подписали или не ратифицировали данную конвенцию.
Главным посылом семинара, между тем, стало напоминание о том, что именно СМИ способны внести большую лепту в борьбу за улучшение участи детей в обществе, главное не быть равнодушными. Не выступление против негативных явлений – и есть главный вредный фактор, который наносит вред всему обществу и его маленьким гражданам.